Закон о коллективных трудовых спорах

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Закон о коллективных трудовых спорах". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

С изменениями и дополнениями от:

6 ноября, 30 декабря 2001 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

23 ноября 1995 года

Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Требования работников выдвигаются на собрании большинством голосов. При этом предусматривается обязательная письменная форма как для изложения требований, так и для оформления решения работодателя. Установлен фиксированный срок для рассмотрения требований работодателем. Закреплен запрет на уклонение от участия в примирительных процедурах для обеих сторон коллективного трудового спора. Для рассмотрения спора из представителей сторон формируется примирительная комиссия, при недостижении согласия в которой рассмотрение продолжается либо с участием посредника, или в трудовом арбитраже.

Законом также регламентирован порядок проведения и участия в забастовке, признания забастовки незаконной.

Отдельный раздел закона посвящен вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 декабря 1995 г. N 235, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4557

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2001 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/10105547/

Коллективные трудовые споры

Случается, что у работодателя возникают разногласия не с одним конкретным работником, а с большой группой или даже всем коллективом.

  • Какой в таких случаях может быть выход из ситуации?
  • Как разрешать такие конфликты?
  • На что имеет право группа недовольных сотрудников, а какие полномочия выходят за законодательные рамки?
  • Какими способами подобные конфликты рассматриваются и разрешаются?

Эти вопросы будут важны как для работодателей, так и для представителей трудового коллектива, ведь от возможных разногласий не застрахован никто.

Спорим не поодиночке

Коллективный трудовой спор – это определенное столкновение интересов группы наемных сотрудников (или их представителей) с работодателем (его представителями), не нашедшее в данный момент приемлемого разрешения, касающееся:

  • условий труда (изначально принятых или измененных);
  • выполнения коллективных договоров и соглашений;
  • учета коллективного мнения при утверждении локальных нормативных актов.

Сторона конфликта, именуемая «работодатель», трактуется максимально широко и подразумевает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

ВАЖНО! Поскольку мы рассматриваются именно коллективные споры, то сторона персонала всегда является коллективным субъектом, а значит, имеет право действовать через представителей, как и работодательская. Представители любой группы не заинтересованы в исходе спора, поэтому, хотя они и вправе олицетворять одну из противоборствующих групп, самостоятельной стороной конфликта они не признаются.

Коллективные споры: законодательные аспекты

Трудовой Кодекс принял положения относительно трудовых конфликтов между группами на основании Федерального Закона № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г.

Ст. 398 ТК РФ практически дублирует положения Федерального Закона. Изменения внесены лишь в часть, касающуюся забастовки как одного из методов выяснения разногласий, а также о роли в организации такого протеста профсоюзного органа. Более расширенно определены стороны коллективных трудовых споров в ст. 399 ТК.

Основной Закон РФ (Конституция) провозглашает право сотрудников коллективно выражать свое несогласие с работодателем и разрешать эти споры, в том числе и путем забастовки (ч. 5 ст. 37).

Трудовое право признает своим предметом не только сами коллективные трудовые споры, но и процедуру их разрешения (гл. 61 ТК РФ).

Возможные предметы трудовых коллективных разногласий

Причина возникновения конфликта определяет и состав сторон, принимающих участие в споре. Чаще всего актуально одно из 3 оснований для группового трудового спора.

Законные границы разрешения споров

Понятие «разрешение» трактуется двояко: и в значении «дозволение», и как «устранение разногласий», что как нельзя лучше характеризует позицию российского трудового права в этом вопросе.

Все моменты, имеющие отношение к коллективным трудовым спорам, достаточно жестко регламентированы в законодательстве – от права коллектива на выражение несогласия дозволенными способами до порядка устранения конфликта.

  • порядок предъявления требований и принятия решений относительно их – в ст. 399-400 ТК РФ;
  • процедуры для примирения – в ст. 401-404;
  • гарантии, предоставляемые противоборствующими группами – ст. 405;
  • позицию госорганов в разрешении трудовых конфликтов этого типа – ст. 407;
  • порядок бастования как один из методов законного выражения недовольства – ст. 409-414;
  • запрет на массовое увольнение вследствие коллективного конфликта – ст. 415;
  • документальное сопровождение коллективного конфликта и процесса его разрешения – ст. 418.
Читайте так же:  Золотая карта мир сбербанка зарплатная

Выдвижение требований

Какая именно группа сотрудников уполномочена официально заявить работодательской стороне о своем недовольстве или несогласии? Если на предприятии действует профсоюзная организация (либо объединение профсоюзов для нескольких организаций или подразделений), то это именно ее прерогатива.

Но если такого органа нет либо в нем состоит меньше половины всех сотрудников, работающих на этого предпринимателя, нужен иной путь. Собирается и проводится общее собрание коллектива (конференция), где избирается определенный круг представителей и формируется перечень выдвигаемых требований (все это большинством голосов). Чинить препоны проведению таких сборов работодатель не должен, более того, он обязан предоставить для этого помещение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательным положением для правомочности такой конференции является кворум в составе 50% и более от всех представителей коллектива.

Требования представителей коллектива в письменной форме подаются работодателю, дата подачи фиксируется. Копию этого документа следует направить в контролирующий госорган (Федеральную службу по труду и занятости).

Действия работодателя по получении требований

Получив «ноту недовольства» от своего коллектива, работодатель не может ее проигнорировать. Его дальнейшие обязанности:

  • в трехдневный срок принять решение по выдвинутым проблемам;
  • письменно уведомить о своих решениях представительский орган коллектива;
  • если требования были переданы представителям работодателей, то на решение и ответ профсоюзу у работодательской стороны есть месяц.

ВНИМАНИЕ! Пока не будет получен ответ на врученные требования, представители коллектива имеют право поддерживать свои требования путем забастовок, пикетов, митингов, собраний, демонстраций (ч. 8. ст. 401 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров формируется в рамках исполнительной власти. Пренебречь примирительных процедур не вправе ни одна сторона возникшего спора, за это полагается административная ответственность (ст.5.32.КоАП). Эти процедуры назначаются, если решения работодателя по выдвинутых ему требованиям не смогли удовлетворить подавших либо не были вынесены в трехдневный срок.

1 шаг. Примирительная комиссия. После отклонения или недостаточного удовлетворения работодателем требований коллектива у обеих сторон появляется трое суток для формирования комиссии по примирению. Работодатель издает специальный приказ, а представительский орган выносит решение, согласно которым в комиссию входят равное количество представителей каждой стороны. На рассмотрение спора закон отводит 5 дней с момента подписания приказа. Результаты рассмотрения (пункты, обязательные для выполнения, и их сроки) протоколируются.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если с помощью примирительной комиссии не получилось договориться, либо хотя бы одна из сторон не выполнила решения в запротоколированный срок, нужно сделать один из следующих шагов – обратиться для разрешения спора к посреднику или к арбитражу.

2 шаг. Посредник. Трехдневный протокол разногласий, ставший результатом работы примирительной комиссии, не выполнившей миссию примирения, дает право на приглашение посредника. В его качестве может выступать лицо, на которое согласны обе стороны, либо его может рекомендовать Служба по урегулированию. Посреднику дается неделя на попытку примирения сторон. Результатом его работы может быть:

  • согласованное решение (оформленное письменно);
  • новый протокол разногласий.

3 шаг. Арбитраж. Можно перейти к этому шагу сразу после первого этапа, минуя посредничество. На формирование арбитражной комиссии есть три дня после первого (второго) протокола разногласий. Арбитраж составляется всеми тремя сторонами рассмотрения спора – коллективом, работодателем и Службой урегулирования. Список арбитров окончательно утверждает Служба, она же готовит этих специалистов.

СПРАВКА! Арбитражное рассмотрение является непременным в тех организациях, где закон ограничивает или запрещает забастовки (ст. 406 ТК).

Свежесоставленным арбитражем коллективный трудовой спор рассматривается в течение 5 дней. Арбитры разрабатывают и утверждают комплекс рекомендаций для обеих сторон, относительно которых стороны заранее подписывают соглашение об обязательствах по исполнению.

Крайняя мера

Если сторона работодателя и после этого шага уклоняется от выполнения принятых решений, сотрудникам не остается ничего другого, как забастовать. Работодатель за 5 дней (а его представители за неделю) до начала этой акции получит письменное уведомление о том, что его рабочие добровольно отказываются от выполнения своих функций, пока коллективный трудовой спор не будет разрешен.

Во время забастовки переговоры по разрешению конфликта должны продолжаться, пока не будет достигнута обоюдная договоренность.

Источник: http://assistentus.ru/sotrudniki/kollektivnye-trudovye-spory/

Глава 61 ТК РФ. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ТК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Законы Российской Федерации по ТК РФ

«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

«О специальной оценке условий труда»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ТК РФ

«О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

(ред. от 24.10.2017) «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19611)

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»)

Читайте так же:  Увольнение работника по истечению срока контракта

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ТК РФ

«О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), впервые прибывшим (переехавшим) на работу в закрытые административно-территориальные образования, обслуживаемые федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства»

«О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

Источник: http://rulaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-61/

Новый порядок разрешения коллективных трудовых споров

На этой неделе вступает в силу закон, направленный на уточнение и совершенствование порядка и сроков рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

В соответствии с ранее подписанным Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” закрепляется обязательное рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных процедур – рассмотрение спора с участием посредника и в трудовом арбитраже. Одновременно уменьшаются сроки рассмотрения споров, что соответствует интересам работников и их представителей.

Закон ставит срок создания примирительных комиссий в зависимость от уровня социального партнерства. Так, в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства (на предприятии) примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала спора.В случае же возникновения спора на иных уровнях партнерства (территориальном, отраслевом, федеральном и так далее) срок создания комиссии возрастает до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Напомним, в предыдущей редакции ТК РФ был установлен общий срок, который составлял 3 дня.

При этом спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Эти же сроки установлены и для рассмотрения спора с участием посредника. Здесь сроки исчисляются со дня приглашения посредника. Ранее срок рассмотрения спора комиссией составлял 5 дней, а посредником – 7 дней.

При неурегулировании спора примирительной комиссией и посредником, стороны вправе обратиться в трудовой арбитраж. При разрешении спора на локальном уровне временный трудовой арбитраж создается в срок до двух рабочих дней, а при разрешении спора на иных уровнях — до четырех рабочих дней. Важной новацией является и то, что теперь закон предусматривает право сторон передать рассмотрение коллективного спора в постоянно действующий трудовой арбитраж. Последний создается самостоятельным решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

При разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне спор рассматривается в арбитраже в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

При этом закон устанавливает, что в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

Если же стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Что касается забастовок, то нормы, регламентирующие особенности их организации, также претерпели ряд изменений. Согласно закону, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.

Так, решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации. Решение об участии работников в забастовке, объявленной профсоюзом, принимается собранием работников без проведения примирительных процедур.Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников.

Ранее необходимо было участие не менее половины работников. В свою очередь конференция работников считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.При этом в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении спора на иных уровнях партнерства — после четырех календарных дней работы комиссии с предупреждением не позднее чем за три рабочих дня.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профсоюзом, объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.Он имеет право созывать собрания работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов, а также право приостановить забастовку. В свою очередь для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора с самого начала. Работодатель и государственный орган по урегулированию трудовых споров должны быть просто предупреждены об этом в письменной форме не позднее, чем за два рабочих дня.

Кроме того, согласно новым правилам теперь при необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть лишь приостановлена решением суда до выполнения работниками соответствующих требований, а не признана незаконной, как раньше.

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/255150/

Разрешение коллективных трудовых споров с учётом закона

Работа — место, где люди проводят бо́льшую часть времени. Каждый человек трудится в определённой сфере: менеджеры, бухгалтеры, актёры, программисты и другие. Для продуктивного взаимодействия между начальством и подчинённым заключают договоры о сотрудничестве. В любой трудовой сфере существуют и положительные, и негативные моменты, и нередко возникает необходимость разрешения коллективных трудовых споров.

Читайте так же:  Расписка о взятии денег в долг

Коллективные трудовые споры

Коллективные споры — проблема, часто встречающаяся в организациях и на предприятиях. Разногласия возникают между сотрудниками и руководством. Для решения конфликтов на рабочем месте в законодательстве присутствует отдельный раздел (ФЗ «Порядок разрешения трудовых споров»).

Трудовые договоры

Коллективный договор — правовой документ, который затрагивает рабочий процесс, а также описывает нюансы трудовых моментов. Деловые споры — разногласия, которые возникают вследствие конфликта между сотрудниками и руководством.

Договор заключается между непосредственным начальством и подчинёнными. Группе сотрудников разрешается создавать на рабочем месте дополнительную организацию, отвечающая за их права. Профсоюз — свободная общественная организация, что объединяет людей по интересам или рабочим моментам и защищает правовой статус работников.

В состав договора входят социально-трудовые нормы процесса. При официальном трудоустройстве сотрудник подписывает документ, где указаны:

  1. Заработная плата — один из главных показателей в контракте. В зависимости от квалификации, стажа работы и условий труда начисление денежных средств происходит путём выбора выплаты (тарифная, почасовая, смешанная).
  2. В соответствии с вредностью производства или других факторов риска человеку положена компенсация. Пункт добавляют к зарплате работников заводов и предприятий, где высокий процент заболеваний.
  3. За сверхурочное время, проведенное на работе, начисляются дополнительные суммы. Оплачивают труд на 0,5−2% больше от основного заработка.
  4. В случае травм на производстве предусматривают пособия.
  5. Предприятие обязано заранее продумать план выплат, если в стране или мире начнутся непредвиденные обстоятельства: кризис, инфляция. Пункт необязателен.
  6. Рабочие часы и время перерыва — один из основных пунктов контракта. Согласно утверждённым нормам, обычный рабочий день составляет 8 часов, а на обед даётся 1 час.
  7. Повышение квалификации или дополнительное обучение. Согласно этому положению, организация может компенсировать затраты сотрудников на получение дополнительных знаний.
  8. Медицинское страхование полагается для обеспечения здоровья работников.
  9. Улучшения рабочего процесса для молодых, женщин и людей с отклонениями.

Закон о решении конфликта

Трудовые споры могут возникать, если работодатель собирается менять пункты в контракте. Споры на предприятии всегда затрагивают правовую сторону. В законодательстве Российской Федерации есть Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Общие положения и понятия ФЗ

Согласно действующему законодательству, все нормы и правила прописаны в законодательном акте. Решение спора могут назначить в хаотичном порядке, но соблюдая основы.

К основным понятиям закона относятся:

  1. Коллективный спор — разногласия между двумя сторонами.
  2. Примирительные процедуры — список возможных решений проблемы.
  3. Представители работников — организация или определённый человек, что отвечает за права и свободы сотрудников.
  4. Представители руководителей — доверенное лицо руководства организации, нацеленное на защиту интересов предприятия.
  5. Начало трудового конфликта — отправная точка разногласий между сторонами.
  6. Забастовка — отказ работников от выполнения работы.

Требования и примирительный процесс

Конфликт начинается с изменений условий рабочего процесса. Основные факторы начала спора — задержка или невыплата заработной платы, изменение пунктов контракта, ухудшение условий труда.

Согласно действующим законам РФ, чтобы сформулировать требования со своей стороны, работники обязаны провести собрание. Помещение, где проходит обсуждение условий, обязана предоставить фирма. Препятствовать конференции запрещено.

Каждый пункт требований принимается или отклоняется на общем собрании путём голосования. Если на конференции предлагают похожие условия, их объединяют в единое целое. После согласования всех требований оформляют протокол и заверяют его подписями. Копию документа отправляют в службу урегулирования конфликтов и начальству. Руководитель обязан ответить не менее чем через 3 дня.

После отправления всех требований, а также рассмотрения их работодателем, к работе приступает примирительная комиссия, посредник и арбитражный суд. Они обязаны всесторонне изучить конфликт и найти пути решения.

Комиссия, посредник и арбитраж

Примирительную комиссию составляют доверенные лица от каждой стороны, а сам орган создается для решения конфликта. Организация обязана предоставить лучшие условия труда для работы комиссии. Руководитель не имеет права препятствовать. Смотр дела проводят не позже 5 дней со дня начала спора.

Посредник назначается путём голосования. При невозможности компромисса человека назначают со стороны. Доверенное лицо имеет полный доступ к документации, касающийся спора. Если стороны не приходят к согласию, дело отправляют в трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж — временный орган, созданный сторонами конфликта. В состав органа входят три человека от каждого участника спора или представители государственного органа. Конфликт необходимо решить в срок до 5 дней. Стороны обязуются выполнить решение, вынесенное трудовым арбитражем, в кратчайшие сроки.

На время решения трудовых споров от работы отстраняются: участники комиссии, посредники и главы трудового арбитража. Во время конфликта за каждым непосредственным участником сохраняется место в организации и выплата заработной платы.

Гарантии, последствия и дополнительный орган

Отсутствие действий со стороны руководства приводит документ в трудовой арбитраж, пропуская комиссию и посредника. Если работодатель полностью отказывается от содействия, работники могут начинать забастовку.

Помимо участников с двух сторон, в решение конфликта вступает государственный орган. Государственное объединение занимается организационными вопросами, а также помощью сторонам. Состав органа может беспрепятственно требовать необходимую документацию и имеет постоянный доступ на предприятие.

Забастовка работников

Если стороны не пришли к компромиссу или руководство проявило безразличие в решении проблемы, работники предприятия имеют право организовать забастовку. Участие в бунте является свободным выбором. За принуждение людей к забастовке виновники несут ответственность в виде административного или уголовного наказания. Руководство не имеет права принимать участие.

Согласно закону, для начала забастовки необходимо собрать конференцию, где определяют правила поведения работников, а также получить согласие не менее половины присутствующих. Количество недовольных сотрудников не должно быть меньше трети от всего числа рабочих в организации.

Весь процесс начала и правила поведения должны быть оформлены письменно и заверены подписью. Сотрудники и их представители в обязательном порядке оповещают о начале забастовки начальство.

Читайте так же:  Как можно через безналичный расчет сделать недостачу

Для переговоров между сторонами работники используют профсоюз или доверенное лицо. Выбранный представитель постоянно оповещает о действиях руководства, а также может закончить забастовку. Для её возобновления не собирают дополнительную комиссию, а лишь оповещают государственный орган и руководство фирмы о продолжении не позже чем через три дня.

Во время решения конфликта сторона руководства обязаны обеспечить нормальные условия проведения забастовки, а рабочие — порядок и сохранность имущества фирмы. Участники должны придерживаться необходимых норм для обеспечения безопасности человеческой жизни:

  1. Обеспечение необходимым (вода, еда).
  2. Помощь медицинского работника.
  3. Обеспечение безопасности каждого участника.

При отсутствии минимальных услуг безопасности забастовка считается незаконной. Также незаконной считают ситуацию, когда руководство не было оповещено о начале процесса. Запрещается проводить собрания, если под угрозой находится жизнь человека. Нельзя проводить забастовки военным, работникам правоохранительных органов и служб безопасности, так как невыход на работу представителей этих профессий может нанести значительный урон стране.

Для признания забастовки незаконной необходимо обратиться в Верховный Суд Российской Федерации. Если бунт несёт прямой вред жизни человека, суд принимает решение остановить процесс на срок до 30 дней. Решение должно быть оглашено на следующий день участникам через профсоюз.

Гарантии и ответственность сторон

Работодатель не имеет права увольнять работников во время забастовки, кроме того, нельзя во время конфликта ликвидировать предприятие. Руководство самостоятельно решает, выплачивать заработную плату бастующим сотрудникам или нет.

Работникам, которые выполняют минимальный перечень услуг на предприятии во время конфликта, начальство обязано выплачивать денежные средства. Работающим сотрудникам, которых на время спора лишили работы, руководство обязуется оплатить время простоя, за ними сохраняются должности и места.

При отказе руководства соблюдать вынесенное решение или при уклонении от спора администрации назначают выговор. Работники, что проводят незаконную забастовку, обязаны оплатить убытки и компенсировать причинённый вред. Государственные органы оформляют протоколы и взыскивают штрафы с нарушителей.

Таким образом, для решения трудовых конфликтов необходимо чётко соблюдать пункты федерального закона. Чтобы не возникало проблем, необходимо внимательно изучить трудовой договор до того, как человек приступить к работе на предприятии.

Источник: http://trud.help/spory/razreshenie/

Исполнение законодательства о коллективных трудовых спорах

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 6

Исполнение законодательства о коллективных трудовых спорах

Общее число забастовок в субъектах Федерации по стране за последние пять лет стало снижаться. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2002 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2001 г. снизилось со 180 до 70, а число забастовок — 291 до 80 (в 3,6 раза). В 2004 — 2005 гг., и особенно в 2006 г., также отмечено значительное снижение числа прошедших забастовок и, соответственно, числа их участников.

Статья 37 Конституции Российской Федерации признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Закрепляя право на коллективные трудовые споры, Конституция России одновременно предусматривает и возможность их перерастания в забастовки.

В ст. 2 ТК РФ сформулирован общегосударственный принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно ТК РФ: «Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов», а «забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора» (ст. 398).

Многие конкретные вопросы, связанные с рассмотрением коллективных трудовых споров работников предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, регулируются иными нормативными актами, которые в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ применяются лишь в части, не противоречащей данному Кодексу, в том числе действующими постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации:

— Постановлением от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»;

— Постановлением от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»;

— Постановлением от 14 августа 2002 г. N 59 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже».

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов власти» Минтруд России ликвидирован и его функции в части контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, которое осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере трудовых отношений, включая рассмотрение и разрешение трудовых споров в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 321.

Особо следует подчеркнуть, что в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Порядок утверждения такого минимума определен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901. Это положение содержится в ст. 412 ТК РФ. Российское законодательство в этой части полностью отвечает стандартам, закрепленным в международном трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения Международной организации труда справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление .

Читайте так же:  Удержана недостача из заработной платы проводка

См. Свобода объединения и коллективные переговоры. Женева. 1994. С. 69.

В ТК РФ содержится гл. 61, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В ст. ст. 399 — 418 ТК РФ подробно изложены этапы и особенности рассмотрения коллективных трудовых споров, в том числе: выдвижение требований работников и их представителей; рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений; примирительные процедуры; рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, при участии посредника или в трудовом арбитраже; уклонение от участия в примирительных процедурах; участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров; соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора; объявление забастовки; орган, возглавляющий забастовку; обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки; гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки; ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры; ответственность работников за незаконные забастовки и некоторые другие.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внесены некоторые изменения и дополнения в 17 из 20 статей гл. 61 ТК РФ. Некоторые из них носят как бы новые правовые положения, а другие — уточняющий и редакционный характер.

Так, весьма важное по своей значимости положение включено в новую последнюю часть ст. 401 ТК РФ, которая гласит: «Работники имеют право в установленном федеральном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки».

Не менее существенные поправки внесены в ст. 410 ТК РФ, которые как бы направлены на некоторые упрощения процедуры объявления забастовки. Так, если прежде в ч. 2 этой статьи указывалось, что собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников, то теперь этот кворум снижен до половины. Кроме того, в ч. 9 этой статьи включено важное требование о том, что забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении.

Из ст. 413 ТК РФ, регламентирующей незаконные забастовки, исключена ее последняя часть, в которой было предусмотрено, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 этой статьи, решение по коллективному спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ. Сейчас же в таких случаях, согласно новой редакции ст. 404 ТК РФ, создается трудовой арбитраж, и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Значительно изменены формулировки большинства положений, составляющих содержание ст. 407 ТК РФ. Сейчас новая, несколько расширенная и уточненная редакция этой статьи более предметно и, главное, с учетом требований федерального законодательства, полнее излагает основные формы участия федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. При этом в указанной статье прописано, что государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

В истекшие 2000 — 2006 гг. в ряде регионов страны продолжалась противозаконная практика постоянной и длительной задержки выплаты заработной платы, что нередко приводило к обострению социально-экономической ситуации в некоторых регионах России, которое сопровождалось забастовками и иными массовыми формами протеста работников промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных организаций (медицины, образования и др.).

Только за два года органами прокуратуры было выявлено более 170 различных нарушений законодательства о забастовках.

Наибольшее число нарушений законодательства о забастовках имело место в следующих субъектах Федерации:

Воронежская область — 7;

Новосибирская область — 16;

Еврейская автономная область — 7;

Республика Алтай — 18;

Липецкая область — 13;

Краснодарский край — 22.

В начале 2003 г. массовый и распространенный характер носили забастовки учителей, не получавших заработную плату с прошлого года.

Так, в двух амурских поселках учителя были вынуждены объявить голодовку, чтобы «выбить» зарплату, которой не видели с прошлогоднего ноября.

17 тысяч педагогов более 800 школ Кировской области приостановили работу, требуя погасить долги.

Однако в целом по стране за последние пять лет общее число забастовок в субъектах Федерации стало снижаться. К примеру, в 2001 г. по отношению к 2000 г. число предприятий и организаций, в которых прошли забастовки, сократилось с 925 до 300 (снижение на 32,4%), количество участников — с 35 до 13,3 тыс. (снижение на 38%), а потери рабочего времени от забастовок — с 236 до 26 тысяч человеко-дней (снижение на 89%).

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2002 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2001 г. снизилось со 180 до 70, а число забастовок — с 291 до 80 (в 3,6 раза).

В 2004 — 2005 гг., и особенно в 2006 г., также отмечено значительное снижение числа прошедших забастовок и, соответственно, числа их участников. Эти данные наглядно видны из нижеследующей таблицы.

Число
организаций,
в которых прошли
забастовки

Число участников
(тыс. чел.)

Не отработано
рабочего времени
(тыс. человеко-дней)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/ispolnenie-zakonodatelstva-o-kollektivnyh-trudovyh-sporah

Закон о коллективных трудовых спорах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here