Трудовой кодекс рф краткое содержание

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Трудовой кодекс рф краткое содержание". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 180 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 180 ТК РФ

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

ГАРАНТ:

О дополнительных гарантиях занятости для отдельных категорий населения см. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях

Источник: http://base.garant.ru/12125268/06910d3111b6b3200f47beffaf35d9cb/

Структура и содержание Трудового кодекса Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Разделы Трудового кодекса Российской Федерации:

Раздел I. Общие положения.

В данном разделе определяются цели и задачи трудового законодательства; основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; запрещается дискриминация в сфере труда; запрещается принудительный труд; перечислены нормативно — правовые акты, составляющие трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права; проводится разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; рассматриваются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права; рассматривается регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке; определяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права во времени и в пространстве; регулируется исчисление сроков.

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Раздел III. Трудовой договор

Раздел IV. Рабочее время

Раздел V. Время отдыха

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда

Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Раздел X. Охрана труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел XIV. Заключительные положения содержат: сроки введения в действие Кодекса; порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 Кодекса; порядок признания утратившими силу отдельных законодательных актов; порядок применение Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

Источник: http://vuzlit.ru/1232202/struktura_soderzhanie_trudovogo_kodeksa_rossiyskoy_federatsii

Трудовой кодекс: общая хар-ка

Трудовой кодекс является базовым актом отрасли ТП, он принят 30 дек 2001 г, встул в действие с первого февраля 2002 года, он обладает приоритетным значение по сравнению с другими федеральными законами.

Нормы ТП, содержащиеся в иных фз должны соответствовать фед законам если вновь принятый фз содержит нормы трудового права противоречащий трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

Трудовой кодекс содержит 424 статьи, он определяет содержание всех институтов трудового права, содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы трудового регулирования, определяет правовое положение работника и работодателя. Юридическое значение – 1) в действующем ТК улучшена структура основного документа – в каждом разделе присутствует глава об общих положениях, которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии, что облегчает пользование нормативных актов, а также его толкование.

При подготовке ТК проведена кодификация трудового законодательства, в его состав включены – положения некоторых федеральных законов, подзаконных НПА, что позволило унифицировать регулирование трудовых отношений и облегчить применение ТП.

ФЗ об основах охраны труда в Рф, закон о коллективных переговоров и ряд других.

Более подробно по сравнению с прежним зак-ом регулируется некоторые аспекты трудовых отношений – рабочее время, время отдыха, мат ответственность, усилена, дифференциация трудового зак-ва, выделена спец часть, предусматривающая особенности правового регулировани трудовых отношений отдельных категорий работников.

Трудовой кодекс является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 3 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.

Любая попытка оценить Трудовой кодекс неизбежно приводит к двум выводам: во-первых, эта оценка не может быть безусловно однозначной; во-вторых, она не может основываться на одной группе критериев. Попробуем сделать это с позиций оценки социально-политического значения Кодекса, его влияния на экономику и его юридического значения.

Социально-политическое значение Трудового кодекса определяется тем, что это Кодекс компромисса, политического согласия. Достижением, с политической точки зрения, надо считать и акцент, который сделан Кодексом на создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов работников, работодателей и государства. Это позволяет сохранить трудовое право как самостоятельную отрасль права социальной защиты, его защитную функцию в обществе, вместе с тем сделать эту защиту адекватной конкретным социально-экономическим условиям (не чрезмерной, с одной стороны, и не недостаточной — с другой), т.е. придать определенную гибкость управлению трудом.

Читайте так же:  Помогите получить кредит с просрочкой

Сохранена основа трудового законодательства и основные трудовые права и гарантии работников, усилены некоторые элементы защиты трудовых прав с учетом современных экономических условий. Соблюден баланс между интересами работника и работодателя. В целом сохранены начала производственной демократии (участие в правотворческой и правоприменительной деятельности работодателя представительных органов работников).

С точки зрения влияния на экономику, разумеется, косвенного, можно говорить о снижении нагрузки на работодателя. В соответствии с положениями Трудового кодекса он более свободен в принятии решений (уже не требуется согласования с выборным профсоюзным органом). В ряде случаев снижены гарантии, которые предоставлялись за счет работодателя (например, гарантии работникам, получающим без отрыва от работы второе образование соответствующего уровня, предоставляются при наличии соглашения с работодателем). Расширены возможности заключения срочных трудовых договоров, круг оснований увольнения по инициативе работодателя. Работодатель не должен сохранять зарплату за работником, отвлекаемым на выполнение государственных или общественных обязанностей.

Останавливаясь на юридическом значении Трудового кодекса, надо отметить, что им предложено значительное число удачных правовых решений. В частности:

— улучшена структура базового акта отрасли. Она (по сравнению с КЗоТ) стала более логичной, стройной, в большей мере соответствующей теоретическим представлениям о системе трудового права и международному опыту;

— усилена дифференциация трудового законодательства (выделена специальная часть, предусматривающая особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: вахтовиков, совместителей, руководителей, педагогов и т.п.);

— при подготовке Кодекса проведена кодификация: в его состав включены положения некоторых федеральных законов, подзаконных нормативных актов, что позволило унифицировать правовое регулирование трудовых отношений и облегчить правоприменение;

— решены некоторые проблемы, возникавшие на практике. В частности, ликвидированы пробелы в отношении регулирования труда руководителей, совместителей, надомников, работников, занятых у физических лиц и на малых предприятиях. Решен вопрос о суммировании основного и дополнительного отпусков и т.п.;

— более детально регулируются многие аспекты трудовых отношений (рабочее время, время отдыха, материальная ответственность, некоторые вопросы заработной платы, трудовой договор, охрана труда, гарантии и компенсации);

— в каждом разделе есть глава «Общие положения», которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии регулирования конкретных общественных отношений. Это создает полноту регулирования и позволяет в случае пробела использовать общие принципы или положения того или иного раздела, облегчает толкование нормативного материала;

— учтены новые общественные явления (социальное партнерство, самозащита трудовых прав работников) и необходимость повысить ответственность работника за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей (ответственность за невыполнение условия об отработке определенного срока после получения образования за счет работодателя, за разглашение охраняемой законом тайны).

Вместе с тем сохранены традиции правового регулирования трудовых отношений. Устоявшиеся представления и проверенные нормы остались неизменными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_205673_trudovoy-kodeks-obshchaya-har-ka.html

Трудовой кодекс РФ (общая характеристика)

Важнейшим источником трудового права является Тру­довой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ — четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд.

Вто­рой КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от пер­вого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кро­ме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменял­ся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Зако­ном от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответст­вии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была до­полнена гл. 1П-А о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исклю­чены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существен­ное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 нояб­ря 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Консти­туции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, пред­ставительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам их ведения — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 про­центов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих ны­нешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение соци­ально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уров­не организации, как индивидуальных, так и коллективных, рас­ширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функ­ции трудового права.

Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организа­ции и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его прак­тического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, яв­ляется именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содейст­вии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых кол­лективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Читайте так же:  Материальная ответственность за разглашение коммерческой тайны

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных ка­тегорий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятель­ные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федераль­ные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправле­ния и локальные, принятые в организации, должны соответство­вать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Прези­дента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны про­тиворечить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федераль­ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе­деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст­вующих изменений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9198 — | 7332 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_262519_trudovoy-kodeks-rf-obshchaya-harakteristika.html

Раздел III. Трудовой договор (ст.ст. 56 — 90)

Раздел III. Трудовой договор

ГАРАНТ:

См. комментарий к разделу III

>
Общие положения (ст.ст. 56 — 62)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Трудовой кодекс РФ как кодифицированный источник (общая характеристика)

Трудово́й ко́декс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др

11. Общая характеристика ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

ФЗ от 12.01.96 г. N 10-ФЗ «О профес. союзах, их правах и гарантиях деят-ти»

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Основные права профсоюзов

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Глава IV. Защита прав профсоюзов

Глава V. Ответственность профсоюзов

Глава VI. Заключительные положения

Глава I. Общие положения

Предметом регулирования являются общественные отнош-я, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10325 — | 7631 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_215693_trudovoy-kodeks-rf-kak-kodifitsirovanniy-istochnik-obshchaya-harakteristika.html

Трудовой кодекс рф краткое содержание

Трудовой кодекс Российской Федерации — основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР.

В ТК определены основные цели трудового законодательства:

— государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;

— создание благоприятных условий труда;

— защита прав и интересов работников и работодателей и др.

Читайте так же:  Неявка в военкомат на медкомиссию

В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства.

Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

— свобода труда, включая право на труд;

— запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;

— защита от безработицы;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.

Структура Трудового Кодекса Российской Федерации представляет собой 6 частей, 14 разделов, 62 главы и 424 статьи:

1. Первая часть включает в себя 2 главы, в которых раскрываются основные понятия, принципы, цели и задачи трудового законодательства и трудовых отношений; определены стороны трудовых отношений и основания для их возникновения.

2. Вторая часть состоит из 29 глав, которые посвящены социальному партнёрству в сфере труда. Здесь определены: понятие, основные принципы, стороны, уровни, представители, органы и формы социального партнерства. Уделено особое внимание коллективным переговорам, договорам и соглашениям, устанавливается ответственность сторон социального партнерства и ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора.

3. Треть часть Трудового Кодекса содержит 5 глав, в них отражены основные положения, понятие, стороны, сроки и содержание трудового договора. Также определяются условия заключения, изменения и прекращения трудовых договоров. Уделено внимание таким понятиям как: рабочее время; время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; трудовой распорядок; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и охрана труда, определена материальная ответственность работника и работодателя.

4. В четвёртой части размещены 15 глав, которые определят особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин; лиц с семейными обязанностями; лиц не достигших 18 лет; лиц работающих по совместительству; лиц работающих вахтовым методом и др.

5. В пятой части 8 глав посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

6. Шестая часть — это заключительные положения Трудового Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.

Источник: http://kodeksrf.ru/tk-rf.html

Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ — это свод законов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником. Трудовой кодекс обязателен для соблюдения на всей территории РФ. Нормы трудового кодекса РФ распространяются равным образом как на служащих государственных и муниципальных учреждений, так и на сотрудников коммерческих структур.

Действующий трудовой кодекс РФ был принят 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс РФ включает 6 частей. Трудовой кодекс охватывает все уровни взаимодействия работника и работодателя. В Трудовом кодексе четко прописаны права и обязанности участников трудового взаимодействия: работодателя и работника.

Трудовой кодекс РФ на Superjob.ru

Знание Трудового Кодекса — насущная необходимость любого человека, независимо от его положения и занимаемой должности. Знание трудового кодекса поможет работнику грамотно отстоять свои права и интересы, а работодателю — корректно составить трудовой договор.

На нашем сайте мы приводим полный текст действующего Трудового кодекса РФ.

Для максимального удобства поиска Трудовой кодекс представлен в виде оглавления. Для получения интересующей Вас информации выберите нужную главу.

Трудовой кодекс принят
Государственной Думой 21 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ,
от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ,
от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ,
от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.02.2008 № 13-ФЗ,
от 22.07.2008 № 157-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ,
от 07.05.2009 № 80-ФЗ, от 17.07.2009 № 167-ФЗ, от 24.07.2009 № 206-ФЗ,
от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,
от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ, от 29.12.2010 № 437-ФЗ,
от 17.06.2011 № 146-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 238-ФЗ,
от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,
от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ,
от 22.11.2011 № 334-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 353-ФЗ,
от 29.02.2012 № 16-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ, от 23.04.2012 № 35-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.03.2005 № 3-П,
Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № ,
от 03.11.2009 № 1369-О-П,
Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 № 28-П)

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Источник: http://www.superjob.ru/trudovoj-kodeks/

Общая характеристика Трудового кодекса РФ

Трудовой кодекс РФ наряду с Конституцией РФ относится к числу важнейших нормативных актов о труде.

Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и содержит 424 статьи.

Первый раздел ТК РФ содержит общие положения, включающие основные начала трудового законодательства (глава 1) и понятия трудовых отношений, их стороны и основания возникновения (глава 2).

Второй раздел ТК РФ посвящен социальному партнерству в сфере труда: глава 3 содержит общие положения о социальном партнерстве (понятие, принципы, стороны, система, формы); глава 4 определяет представителей работников и работодателей; глава 5 — органы социального партнерства; глава 6 закрепляет порядок ведения коллективных переговоров; глава 7 — коллективные договора и соглашения; глава 8 — участие работников в управлении организацией; глава 9 закрепляет ответственность сторон социального партнерства

Раздел третий ТК РФ посвящен трудовому договору как основанию возникновения трудовых отношений. В нем содержаться понятие трудового договора, его стороны, содержание, существенные условия, положения об изменении и прекращении трудового договора и др.

Раздел четвертый ТК РФ закрепляет положения о рабочем времени: дает понятие рабочего времени, устанавливает продолжительность нормального, сокращенного и неполного рабочего времени, режим рабочего времени и др.

Раздел пятый ТК РФ закрепляет положения о времени отдыха.

Раздел шестой ТК РФ посвящен оплате труда и нормированию труда. В нем закреплены основные понятия и определения, государственные гарантии, формы оплаты труда, установление минимальной заработной платы и др.

Раздел седьмой ТК РФ закрепляет важные положения о гарантиях и компенсациях отдельных категорий работников.

Раздел восьмой ТК РФ посвящен трудовому распорядку организаций и дисциплине труда. В нем содержаться нормы о правилах внутреннего трудового распорядка, мерах поощрения и взыскания.

Читайте так же:  Расчет алиментов с отпускных

Раздел девятый ТК РФ закрепляет положения о профессиональной подготовке работников, переподготовки и повышения квалификации.

Нормы об охране труда, о требованиях охраны труда, организации охраны труда закреплены в главе десятой ТК РФ.

Нормы раздела одиннадцатого ТК РФ посвящены материальной ответственности работника и ответственности работодателя перед работником.

Раздел двенадцатый ТК РФ закрепляет особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин, работников в возрасте до 18-ти лет, руководителей организации и членов коллективного исполнительного органа организации, лиц работающих по совместительству, лиц, работающих по срочных трудовым договорам, работников, занятых на сезонных работах, работников, работающих вахтовым методом, работников, работающих у работодателей — физических лиц, надомников, лиц, работающих в районах крайнего севера, работников транспорта, педагогических работников, работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ, работников религиозных организаций, других категорий работников (лиц, работающих в Вооруженных силах, медицинских работников и др.).

Раздел тринадцатый ТК РФ посвящен защите трудовых прав работников, разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства.

Раздел четырнадцатый содержит заключительные положения. Его нормы касаются сроков введения в действия ТК РФ, порядка и сроков введения размера минимальной заработной платы и др.

«Необходимо отметить, что Кодекс законов о труде РСФСР, действовавший в России почти 30 лет, насчитывал 18 глав и 255 статей. Анализ старого и нового кодексов показал, что более 50% положений названных актов совпадают. Это объясняется тем, что КЗоТ РФ, принятый 9.12.1971 г. неоднократно изменялся и дополнялся в связи с переходом России к рыночной экономике. Все положительное, содержащееся в КЗоТе РФ, было учтено при подготовке нового кодекса.

Трудовой кодекс РФ разрабатывался несколько лет. За период его подготовки было создано 8 вариантов кодекса, которые активно обсуждались, и, наконец, Государственная Дума РФ приняла единый согласованный вариант закона о труде» 11 В.П.Морозов, И.В.Пименова «Трудовой кодекс РФ. Основные положения» // Трудовое право № 3, 2002г., стр. 5.

Трудовой кодекс РФ логичен, содержит ясные, доступные и понятные даже для не юристов формулировки. Многие пробелы КЗоТа РФ им устранены, многие нормы появились впервые. Так, впервые в Кодексе текстуально закреплены принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также включены нормы о разграничении полномочий в сфере регулирования труда между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также в сфере действия нормативных актов о труде. Специальная глава, посвященная понятию трудового отношения, его сторонам и основаниям возникновения, основным правам и обязанностям работника и работодателя, восполняет пробелы по этим вопросам КЗоТ. Новым является раздел «Социальное партнерство в сфере труда», определяющий правовые формы социального партнерства между работниками и работодателями, его органы, порядок их деятельности и ответственность сторон. Необходимость этой группы норм несомненна. В интересах работника улучшена регламентация срочных трудовых договоров.


Источник: http://vuzlit.ru/1232725/obschaya_harakteristika_trudovogo_kodeksa

Трудовой кодекс рф краткое содержание

от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
(Обновлен на сайте 17.10.2011)

Трудовой кодекс Российской Федерации — основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР.

В ТК определены основные цели трудового законодательства:

— государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;
— создание благоприятных условий труда;
— защита прав и интересов работников и работодателей и др.

В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства.

Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

— свобода труда, включая право на труд;
— запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;
— защита от безработицы;
— равенство прав и возможностей работников;
— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.

Источник: http://kodeksrf.ru/trud-kodeks-rf.html

Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400(424) статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например, о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

В Кодексе состоит из 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантия и компенсация».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»

Раздел IX. «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права».

Раздел XIV. «заключительные положения».Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

Читайте так же:  Сроки взыскания долга по займу

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

12. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (общая характеристика).

20 октября 1995 года принят Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 5 декабря 1995 года).

1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).

2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 6).

3. Федеральным законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что служба — государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие полномочия (ст. 11).

4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).

5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной (ст. 17).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).

Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).

7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за незаконные забастовки.

В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.

8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

13. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsia.com/6x88df.html

Трудовой кодекс рф краткое содержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here