Особенности рассмотрения отдельных категорий индивидуальных трудовых споров

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Особенности рассмотрения отдельных категорий индивидуальных трудовых споров". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Особенности отдельных категорий трудовых споров

Споры об увольнениях и переводах работников, об оплате труда, споры, связанные с ответственностью сторон трудового договора имеют определенные особенности, обусловленные основанием возникновения спора и спецификой механизма защиты нарушенных прав работников.

Согласно ст. 394 Трудового кодекса увольнение считается законным, если оно произведено на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка увольнения, то есть гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

По общему правилу прекращение трудового договора допустимо только по основаниям, предусмотренным в главе 13 Трудового кодекса.

Для отдельных категорий работников дополнительные основания прекращения трудового договора предусмотрены в разделе Х11 “Трудовые споры”, например, трудовой договор может быть расторгнут в связи с отстранением от должности руководителя организации — должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), с педагогическим работником прекращение договора допустимо за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

В ряде случаев Трудовым кодексом предусмотрено, что увольнение допустимо по основаниям, предусмотренным трудовым договором: в отношении руководителя организации, работников, работающих у работодателей — физических лиц, надомников, работников религиозных организаций. Дополнительные основания прекращения трудового договора могут быть предусмотрены и иными Федеральными законами, например “Об основах государственной службы в Российской Федерации” — в случае утраты государственным служащим гражданства Российской Федерации.

Процедура и гарантии при прекращении трудового договора предусмотрены в Трудовом кодексе в виде предупреждения об увольнении, обязанности работодателя предложить перевод на другую работу и т.д. Отдельным категориям работников предоставлены дополнительные гарантии, например, не допускается увольнение беременных женщин по инициативе работодателя.

При переводе на другую работу требуется письменное согласие работника.

Орган, рассматривающий трудовой спор должен выяснить все значимые для дела обстоятельства, то есть затребовать доказательства наличия основания увольнения, соблюдения предусмотренной законом процедуры и иных гарантий.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Трудового кодекса или иного федерального закона.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

В том случае, если работнику начислена, но не выплачена заработная плата, денежные суммы могут быть взысканы в пользу работника на основании судебного приказа.

В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей должно быть произведено расследование несчастного случая и оформлены все предусмотренные законом документы. За возмещением вреда работник (застрахованный) обращается с заявлением в Фонд социального страхования Российской Федерации (страховщику). Заявление должно быть рассмотрено в течении 10 дней. Если в указанный срок работник не получил письменного ответа, это расценивается как отказ от возмещения вреда, который может быть обжалован в суд.

Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления.

Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем следующих документов (их заверенных копий):

· акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

· справки о среднем месячном заработке застрахованного;

· заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

· заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

· гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного;

· свидетельства о смерти застрахованного;

· справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

· справки о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;

Читайте так же:  Рефинансирование кредитов русфинанс

· справки о членах семьи, находившихся на иждивении умершего застрахованного;

· справки о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;

· справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

· документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного.

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного — не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.

Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховых выплат.

Страховые выплаты застрахованному работнику, состоящему в трудовых отношениях с работодателем — страхователем, производятся самим работодателем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. Ежемесячные страховые выплаты производятся работодателем в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователями, страховые выплаты производятся страховщиком, то есть Фондом социального страхования. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который производятся указанные выплаты.

При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

Пеня, образовавшаяся по причине задержки страхователем страховых выплат, в счет уплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.

При задержке страхователем производимых им ежемесячных страховых выплат более чем на один календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного или лиц, имеющих право на их получение, производятся страховщиком с последующим возмещением страхователем понесенных страховщиком расходов и выплатой ему пени в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/35365.html

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок рассмотрения трудовых споров, являются федеральные законы. 2.

В первую очередь должна быть названа Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда, и среди них — право граждан на защиту своих прав (в т. ч. право на судебную защиту).

В постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” было отмечено, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 3.

К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится настоящий Кодекс, в который включен специальный раздел, посвященный защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам определен ст. 384-389 ТК РФ. 4.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах регулируется также процессуальным законодательством — ГПК РФ. 5.

Для отдельных категорий работников федеральными законами устанавливаются особенности рассмотрения их индивидуальных трудовых споров. Например, споры государственных служащих, судей, работников прокуратуры рассматриваются соответствующими органами государственной власти и управления. Однако статус этих работников не является препятствием для судебного разрешения любого спора, связанного с применением труда. 6.

Особый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ). 7.

Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют постановления Пленума ВС РФ. В первую очередь, это постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, а также соответствующие постановления, касающиеся вопросов применения законодательства о труде женщин, о труде молодежи, о компенсации морального вреда.

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума ВС РФ, данные в постановлении от 10.10.2003 № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”.

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях органи зации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационнотехническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комиссии по трудовым спорам (КТС) являются эффективным звеном в системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Их деятельность строится на общих принципах рассмотрения трудовых споров.

Один из главных принципов — доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры. Как правило, споры вначале рассматриваются в организации, что упрощает процедуру сбора доказательств и сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение спора переносится в суд. 2.

Инициатива по созданию КТС может исходить от любой стороны трудовых отношений. КТС образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). 3.

КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Законодатель устанавливает срок, в течение которого работодатель и представительный орган работников, получившие от другой стороны в письменной форме предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны направить в комиссию своих представителей. Для этого им отводится максимум десять дней.

Читайте так же:  Брак не расторгнут подать на алименты

Представители работников в КТС могут быть избраны на общем собрании (конференции) работников организации. Они могут быть туда делегированы представительным органом работников, однако и в этом случае требуется их последующее утверждение на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенные представления о трудовом законодательстве (юристы, экономисты по труду, работники кадровых служб и т. д.). 4.

КТС могут создаваться не только на уровне организации в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции). Принципы и порядок деятельности одинаковы для комиссий всех уровней. Компетенция КТС структурных подразделений зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения. 5.

Спор, рассмотренный в КТС подразделения, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением, переходит сразу в суд, а не в КТС организации (работодателя). 6.

Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя. 7.

КТС самостоятельно избирает из своего состава председателя, заместителя председателя комиссии и ее секретаря. 8.

Источник: http://lawbook.online/kniga-trudovoe-pravo-rossii/statya-383-poryadok-rassmotreniya-trudovyih-22822.html

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

В круг работников, для которых устанавливаются особенности порядка рассмотрения трудовых споров, входят: 1) руководящие работники, избираемые, утверждаемые, назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ.

В связи с уравнением в правах всех субъектов РФ следует сделать вывод, что это положение относится не только к республикам в составе РФ, но и ко всем субъектам РФ; 2) судьи, прокуроры, их заместители и помощники.

В число вопросов, по которым устанавливаются особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров названных категорий работников, отнесены: а) увольнение; 6) перевод на другую работу; в) оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы; г) наложение дисциплинарных взысканий.

Особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров этих лиц по указанным вопросам устанавливаются законодательством РФ (для тех, кто избран, утвержден или назначен органами власти и управления РФ) и законодательством субъектов РФ (для тех, кто избран, утвержден или назначен органами власти и управления субъектов РФ).

Особенности порядка разрешения трудовых споров этих работников состоят в том, что жалобы по названным выше вопросам подаются ими в вышестоящие органы. Однако, основываясь на ст. 46 и 18 Конституции РФ, это не исключает возможности затем обратиться в суд.

Другие правила рассмотрения трудовых споров (в частности, обязанность органа, рассматривающего спор, всесторонне исследовать материалы дела, сроки подачи жалобы, оплаты за вынужденный прогул и др.) действуют и при разрешении споров в особом порядке.

Для судей установлено правило, что вопросы дисциплинарных переводов и увольнений решаются квалификационными коллегиями.

Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) предусмотрены особенности порядка рассмотрения трудовых споров государственных служащих. Для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам квалификационных экзаменов, аттестации их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, дисциплинарной ответственности, увольнения с государственной службы, можно обращаться в соответствующие государственные органы или в суд, то есть предусмотрена аль- тернативная подведомственность. Вместе с тем и после рассмотрения спора соответствующим государственным органом возможно использование конституционной гарантии — обращение в суд.

97. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ОБ УВОЛЬНЕНИИ И ПЕРЕВОДАХ РАБОТНИКОВ

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя. Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 1075 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/15_62172_osobennosti-rassmotreniya-trudovih-sporov-rabotnikov-otdelnih-kategoriy.html

Специфика рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Как мы уже указывали, трудовые споры рассматриваются различными органами, каждый из которых наделен полномочиями по рассмотрению определенного круга вопросов.

Следовательно, прежде чем обратиться за разрешением того или иного спора в тот или иной конкретный юрисдикционный орган, необходимо выяснить, правомочен ли данный орган разрешать возникший спор или необходимо обратиться в другой орган.

Подводя итог изложенному, а также согласно ТК РФ, по подведомственности все индивидуальные трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:

– в общем порядке, когда комиссия по трудовым спорам (КТС) является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

Читайте так же:  Алименты скрытый доход

– непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам (КТС).

Отнесение трудового спора к одному из указанных юрисдикционных органов означает, что другие органы или неправомочны, рассматривать данный индивидуальный трудовой спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально комиссией по трудовым спорам (КТС).

Органы по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров, выполняя защитную функцию на основе действующего законодательства, должны принять всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение прав работников и ответственность руководителей организации за виновное нарушение законодательства о труде или невыполнение решений юрисдикционных органов, вынесенных по результатам рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юрисдикционный орган при поступлении заявления о рассмотрении спора устанавливает его характер – об изменении трудового законодательства или о введении новых условий труда – и далее определяет, из какого правоотношения этот спор вытекает. Если индивидуальный спор заключается в установлении новых условий труда, то он неподведомствен ни комиссии по трудовым спорам, ни суду, хотя и возник из трудового правоотношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми правоотношениями, также не подведомственны КТС и суду – например, споры по поводу выплаты пособия безработному и др. Иными словами, если не выяснить указанные выше свойства того или иного конкретного спора, то можно неправильно определить его подведомственность.

Установленный законодателем порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая и их подведомственность, не исключает права работника на жалобу на действие (бездействие) должностного лица в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в вышестоящий суд. Работник также не лишен права обжалования незаконных действий работодателя в иные органы, например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие учреждения, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Необходимо подчеркнуть, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются не только комиссиями по трудовым спорам и судами. В настоящий период трудовые споры, за исключением, в частности, споров о восстановлении на работе, согласно Федеральному закону №188-ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»[11] и п. 6 ст. 23 ГПК РФ отнесены также к подсудности мировых судей. Они рассматривают дела, возникающие из трудовых отношений, единолично в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

Корпус мировых судей начал формироваться, так как во многих субъектах Российской Федерации приняты законы, регламентирующие статус мировых судей. К примеру, Закон г. Москвы от 30 мая 2000 г. «О мировых судьях в городе Москве» предусматривает создание 384 судебных участков и, соответственно, 384 должностей мировых судей.

Назначение на должность мирового судьи производится Московской городской Думой по представлению председателя Московского городского суда сроком на пять лет. При первичном назначении срок полномочий составляет три года.

В субъектах Российской Федерации, где мировые судьи еще не назначены (не избраны), дела, относящиеся к их компетенции, рассматривают судьи районных (городских) судов единолично.

Кроме того, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются также органы федеральной инспекции труда, которые наряду с КПС, мировыми судьями и судьями федеральных судов общей юрисдикции вправе рассматривать любые категории индивидуальных трудовых споров.

Кстати, при обращении в органы федеральной инспекции труда сроки исковой давности для рассмотрения трудового спора не применяются. Это обстоятельство говорит в пользу того, что по любому обращению должностные лица федеральной инспекции труда при выявлении нарушений трудового законодательства обязаны выдать предписание об их устранении, привлечении виновных к ответственности (ст. 356 ТК РФ).

Полномочия органов федеральной инспекции труда, порядок и особенности их реализации в ходе осуществления ими надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с международными стандартами и ТК РФ устанавливаются, в частности, соответствующими нормами указанного выше Кодекса об административно-правовых нарушениях РФ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[12] и др.

Заметим также, что по делам, которые рассмотрены судом с нарушением трудового законодательства, должностные лица органов федеральной инспекции труда вправе выдавать экспертное заключение, рассматриваемое в качестве доказательства при рассмотрении и разрешении кассационной и надзорных жалоб.

При разрешении индивидуальных трудовых споров другими органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде они также обладают аналогичными с органами федеральной инспекции труда полномочиями в рамках своей компетенции.

В статье 383 ТК РФ определен порядок рассмотрения трудовых споров. Она гласит: «Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами».

Указанная статья определяет круг источников права, в соответствии с которыми должен устанавливаться порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Таковыми являются исключительно федеральные законы и процедура, установленная ст. 381 – 397 ТК РФ, т.е. ни подзаконными актами, ни коллективными договорами и соглашениями не может быть изменена или дополнена процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусмотренная в указанных статьях ТК РФ.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам установлен в ст. 384 – 389 Кодекса, а в судах – определен его статьями 390 – 394.

При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суды) применяют не только нормы трудового права, но и нормы гражданско-процессуального законодательства, определяющие подведомственность гражданских дел судам, состав лиц, участвующих в деле, судопроизводство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок осуществления исполнительного производства и др.

В части 1 ст. 1 ГПК РФ, именуемой «Законодательство о гражданском судопроизводстве», говорится о том, что порядок гражданского судопроизводства определяется не только Конституцией РФ, ГПК РФ, но и другими федеральными законами. В связи с этим профессор В.И. Миронов справедливо отмечает: «Отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров включены ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права. В связи с чем процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, нельзя включить в предмет исключительно гражданского процессуального права»[13].

В соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 5 Трудового кодекса РФ («Трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права») и его нормы имеют приоритет при регулировании трудовых отношений. Исходя из этого, можно констатировать, что процессуальные нормы ТК РФ, создающие для работников более благоприятные процессуальные возможности в целях защиты своих трудовых прав и законных интересов, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

Существенно отметить, что для отдельных категорий работников предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Так, государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вправе обратиться в соответствующий государственный орган или в суд. Особенности заключаются в том, что в органах государственной власти не создаются комиссии по трудовым спорам, а государственный служащий для разрешения спора вправе выбрать орган, которому он доверяет. К этому следует добавить, что при обращении в вышестоящий государственный орган за государственным служащим в соответствии со статьей 46 Конституции РФ сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав.

Читайте так же:  Процент алиментов на 4 детей

Прокурорские работники решения должностных лиц органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему должностному лицу или в суд.

Процессуальные нормы, содержащиеся в других федеральных законах, регулирующих отношения в сфере труда, например в Федеральном законе «О профессиональных союзах и их правах и гарантиях деятельности», также должны применяться при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. На основании этого Федерального закона профсоюзы имеют право представлять интересы своих членов при ведении ими индивидуальных трудовых споров с работодателями без оформления процессуальной доверенности.

При рассмотрении поступившего искового заявления судья, определив, что дело подведомственно судам, должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. То есть подсудность является процессуальным институтом, нормы которого призваны регулировать разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В частности, именно в этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя, как уже отмечалось выше, регулирует относимость юридических дел к различным правоприменительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Указанные законоположения о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров свидетельствуют о том, что право работников на судебную защиту не может быть ограничено. Работники наделены альтернативным правом обратиться за защитой к вышестоящим должностным лицам. Отсутствие данных, касающихся рассмотрения индивидуального трудового спора вышестоящим должностным лицом или органом, не является препятствием для обращения в суд.

Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, дающие разъяснения по применению норм трудового законодательства судами, а также по подведомственности трудовых споров.

Источник: http://megaobuchalka.ru/12/44354.html

Трудовое право

Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное.Сост. — Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев, В. Г. Малов, О. В. Смирнов, И. О. Снигирева.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.—448 с.
§ 5. Особенности рассмотрения трудовых споров работников отдельных категорий
Для отдельных категорий работников законом предусматриваются особенности (сделано изъятие из общего порядка) рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Особенности (изъятия) касаются: во-первых, только строго ограниченного круга работников, который не подлежит расширенному толкованию; и, во-вторых, только точно перечисленных в законе вопросов.

В круг работников, для которых устанавливаются особенности порядка рассмотрения трудовых споров, входят: 1) руководящие работники, избираемые, утверждаемые, назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ.

В связи с уравнением в правах всех субъектов РФ следует сделать вывод, что это положение относится не только к республикам в составе РФ, но и ко всем субъектам РФ; 2) судьи, прокуроры, их заместители и помощники.

В число вопросов, по которым устанавливаются особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров названных категорий работников, отнесены: а) увольнение; 6) перевод на другую работу; в) оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы; г) наложение дисциплинарных взысканий.

Все другие трудовые споры названных работников должны рассматриваться в общем порядке.

Особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров этих лиц по указанным вопросам устанавливаются законодательством РФ (для тех, кто избран, утвержден или назначен органами власти и управления РФ) и законодательством субъектов РФ (для тех, кто избран, утвержден или назначен органами власти и управления субъектов РФ).

Особенности порядка разрешения трудовых споров этих работников состоят в том, что жалобы по названным выше вопросам подаются ими в вышестоящие органы. Однако, основываясь на ст. 46 и 18 Конституции РФ, это не исключает возможности затем обратиться в суд.

Другие правила рассмотрения трудовых споров (в частности, обязанность органа, рассматривающего спор, всесторонне исследовать материалы дела, сроки подачи жалобы, оплаты за вынужденный прогул и др.) действуют и при разрешении споров в особом порядке.

Для судей установлено правило, что вопросы дисциплинарных переводов и увольнений решаются квалификационными коллегиями.

Источник: http://lawbook.online/page/trudpravo/ist/ist-3—idz-ax314—nf-164.html

Процессуальные особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Понятие и виды трудовых споров

Подведомственность трудовых споров

Сроки обращения за разрешением трудовых споров

Процессуальные особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде

Исполнение решений суда по трудовым спорам

Понятие и виды трудовых споров

Трудовые споры

это неурегулированные разно­гласия между сторонами трудового договора по вопро­сам применения норм трудового законодательства либо установления новых или изменения существующих условий труда.

Причинами возникновения трудового спора являются те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между субъектами трудового права.

Классификация трудовых споров — это необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. Различа­ют споры:

по субъектам — индивидуальные и коллективные споры;

по содержанию — споры об установлении условий труда и споры о применении установленных условий труда.

По юридической силе трудовые споры делятся на споры искового характера и споры неискового характера. Предме­том спора искового характера является требование работ­ника (группы работников) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предложению) нанимателем нарушены.

Предметом споров неискового характера вопросы уста­новления новых условий труда или изменения сущест­вующих.

Индивидуальные трудовые споры — это споры, возникающие между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных норма­тивных правовых актов о труде, коллективного дого­вора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта).

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления и измене­ния социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Подведомственность трудовых споров

Предметом индивидуального трудового спора являются права и законные интересы работника (в том числе обязан­ность по возмещению материального вреда), нарушенные, по его мнению, Нанимателем при применении трудового законо­дательства, иных нормативных правовых актов, коллектив­ного договора, соглашения, трудового договора (контракта).

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. Они рассматривают споры по вопросам применения установленных условий труда. Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются в особом порядке (ст. 320, 321 ТК). Действующий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распро­страняется на споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников общественных организаций (ч. 2 ст. 234 ТК).

Комиссия по трудовым спорам (КТС) является обяза­тельным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением тех, по которым законодатель­ством установлен иной порядок их рассмотрения.

Читайте так же:  Сколько должен алиментов по фамилии

Сроки обращения за разрешением трудовых споров

Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в следующие сроки:

♦ в течение 10 дней со дня вручения копии решения КТС в случае обжалования;

♦ в течение 1 месяца со дня вручения приказа об уволь­нении либо со дня выдачи трудовой книжки;

♦ в течение 3 месяцев со дня нарушения права работника;

♦ в течение 1 года со дня обнаружения причиненного работником материального ущерба организации (по вопросам взыскания с работника этого ущерба).

Принятие заявления и рассмотрение трудового спора в суде осуществляются в порядке, установленном граждан­ским процессуальным законодательством.

Судья не вправе отказать в возбуждении дела по мотивам пропуска срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 242 ТК.

Не является препятствием к возбуждению дела в суде и решение КТС об отказе в удовлетворении требований работника по мотивам пропуска срока обращения в этот орган.

В процессе рассмотрения спора суду необходимо всесторонне исследовать обстоятельства как в отношении спора по существу, так и в отношении причины пропуска сроков обращения в суд, установленных ст. 242 ТК, если требование о восстановлении срока заявлено в суде. При наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен судом.

Пропуск срока для обращения в суд без уважительной причины является основанием к отказу в иске. Если наряду с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины суд установит и необоснованность требований по существу, это основание также должно быть изложено при составлении мотивировочной части решения в случаях, предусмотренных ГПК.

Процессуальные особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде

В суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:

♦ о недействительности трудового договора в случаях, пред­усмотренных ст. 22 ТК;

♦ работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

♦ работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десяти­дневный срок;

♦ прокурора, если решение комиссии по трудовым спо­рам противоречит законодательству.

Непосредственно в суде рассматриваются трудовые спо­ры по заявлениям:

1) работников, работающих у нанимателей, где комис­сии по трудовым спорам не созданы;

2) работников — не членов профсоюза, если они не обра­тились в комиссию по трудовым спорам;

3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольне­ния, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключе­нием споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

4) нанимателей о возмещении им причиненного работ­никами материального ущерба;

5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;

6) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием.

Непосредственно в суде рассматриваются также споры об отказе в заключении трудового договора с:

1) лицами, приглашенными на работу в порядке перево­да от другого нанимателя;

2) молодыми специалистами, окончившими учрежде­ния, обеспечивающие получение высшего или средне­го специального образования, аспирантами, окончившими обучение в учреждениях, обеспечивающих полу­чение послевузовского образования, лицами, окончив­шими учреждения, обеспечивающие получение профес­сионально-технического образования, и направленны­ми в установленном порядке на работу к определенно­му нанимателю;

3) другими лицами, с которыми наниматель в соответ­ствии с законодательством обязан заключить трудовой договор;

4) лицами по дискриминационным мотивам.

Кроме перечисленных трудовых споров, непосредствен­но в суде рассматриваются также споры:

— работников, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными комитетами (библиотекари, бухгалте­ры и др.);

— работников, работающих по трудовым договорам у граждан (домашних работников);

— о возмещении материального ущерба работнику в связи с несвоевременным представлением нанимате­лем документов в отдел социальной защиты для на­значения пенсии и др.

Суд рассматривает трудовые споры по заявления работ­ников, обращающихся за защитой своих нарушенных тру­довых прав и по заявлениям нанимателя о возмещении материального ущерба, причиненного работником при ис­полнении трудовых обязанностей. Дела, возникающие из трудовых правоотношений, могут быть возбуждены в суде в предусмотренных законом случаях по заявлению прокуро­ра, а также по иску профсоюза, выступающего в защиту трудовых прав своих членов.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов.

ГПК

Решая вопрос о возбуждении производства по трудовому спору, судья обязан выяснить, установлен ли для данного спора ч. 2 ст. 236 ТК обязательный внесудебный порядок его разрешения комиссией по трудовым спорам*.

Перечень споров, установленных ч. 2 ст. 236 ТК и подведомственных КТС, не является исчерпывающим. В частности, к таким спорам относятся также споры: о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; о неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или иным предусмотренным законодательством документам.

В случае несоблюдения истцом установленного законом внесудебного порядка разрешения трудового спора судья отказывает в возбуждении дела (ч. 2 ст. 246 ГПК).

Признав незаконным отказ в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения.

Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые в силу ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.

Независимо от того, кем заявлен иск — работником или нанимателем, несогласным с решением КТС, суд рассматривает этот спор в порядке искового производства, в котором истцом является работник, а ответчиком — наниматель, оспаривающий требования работника.

С требованием о признании договора недействительным вправе обратиться наниматель, работник, законные представители несовершеннолетнего работника, а также прокурор в случаях, предусмотренных ст. 81 ГПК, и другие лица в соответствии с правилами, установленными главой 11 ГПК.

Судам необходимо строго соблюдать установленный ч. 2 ст. 158 ГПК месячный срок рассмотрения споров, вытекающих из трудовых правоотношений.

При рассмотрении дел данной категории судам следует реагировать на выявленные факты нарушения законодательства о труде вынесением частных определений.

Обратить внимание судов на то, что согласно ч. 4 ст. 241 ТК работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и издержек по индивидуальным трудовым спорам, включая споры о возмещении морального вреда, если они вытекают из трудовых отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megaobuchalka.ru/7/4787.html

Особенности рассмотрения отдельных категорий индивидуальных трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here