Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Публикации

Ответственность за коррупционные правонарушения

Полковник внутренней службы Павел ДАВЫДОВ, начальник отдела организации профилактики коррупционных правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Основным элементом этой деятельности остаётся профилактика коррупции, которая направлена на минимизацию рисков возникновения коррупционных проявлений и формирование среди государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению. Проводится подобная работа и в рядах органов внутренних дел. Так, за девять месяцев 2018 года в результате проверочных мероприятий за нарушение антикоррупционного законодательства дисциплинарные взыскания наложены на 5110 сотрудников, из которых 508 уволены из органов внутренних дел.

Сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (под таковыми понимаются взыскания, предусмотренные статьями 501 и 821 Закона о службе), а также дисциплинарной практики позволяет выделить ряд особенностей наложения данных взысканий.

Согласно нормативным предписаниям статьи 49 Закона о службе нарушение служебной дисциплины выражается, в частности, в несоблюдении сотрудником органов внутренних дел запретов, ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) служебных обязанностей. Таким образом, законодателем дано определение понятия «дисциплинарный проступок», под признаки которого подпадают в том числе нарушения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Общие положения, касающиеся привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, определены в статьях 50, 51 и 52 Закона о службе. Применение к сотруднику мер дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с учётом особенностей, изложенных в статье 511 названного закона.

Так, в соответствии с названной статьёй исчисление срока привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с момента поступления информации о таком нарушении. Эта особенность способствует минимизации риска уклонения от ответственности сотрудников, совершивших данные правонарушения. Взыскание за коррупционное правонарушение налагается не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел такого правонарушения и не позднее трёх лет со дня его совершения.

В связи с тем, что исчисление срока привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения прямо не связано с моментом его совершения, может сложиться представление о возможности привлечения сотрудника к такой ответственности в любой период. Однако предметом проверки соблюдения сотрудниками органов внутренних дел требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, является соблюдение этих требований, ограничений, запретов и обязанностей в течение трёх лет, предшествующих поступлению информации.

Ещё одной особенностью, связанной со временем, является срок ознакомления сотрудника с актом о наложении взыскания или об отказе в наложении такого взыскания: копии этих актов вручаются сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. В указанный срок, исходя из общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, также не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с актом о наложении на него взыскания или для доставки указанного акта к месту службы сотрудника.

Под актом о наложении взыскания понимается приказ, являющийся одним из видов ведомственных актов. Решение о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, согласно общему порядку, также оформляется в форме приказа.

При этом законодателем определено, что в приказе о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 501 или 821 Закона о службе.

Статья 501 отсылает нас к общему перечню дисциплинарных взысканий, среди которых – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. При этом в статье 821 содержатся случаи, в которых сотрудники подлежат увольнению в связи с утратой доверия. И если применение первых в виду сложившейся практики уже не вызывает особых вопросов, то на последнем стоит остановиться подробнее.

В качестве основания увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел утрата доверия предусмотрена пунктом 13 части 3 статьи 82 Закона о службе. При этом часть 3 статьи 82 данного закона перечисляет те случаи, в которых контракт подлежит обязательному расторжению, а сотрудник – увольнению со службы в органах внутренних дел (так называемые обстоятельства, не зависящие от воли сторон). Данная ситуация порождает конкуренцию норм статьи 511, согласно которой на сотрудника может быть наложено любое дисциплинарное взыскание, а не обязательно увольнение со службы в органах внутренних дел (о чём речь пойдёт далее), и статьи 82 Закона о службе. Разрешению коллизии мог бы способствовать перенос утраты доверия в качестве основания увольнения из части 3 в часть 2 статьи 82 Закона о службе, предполагающей альтернативу расторжению контракта и увольнению сотрудника со службы в органах внутренних дел со стороны работодателя.

Ещё одним, уже техническим, моментом применения статьи 821 Закона о службе является ошибочная практика указания её в качестве основания для увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел при подготовке документов на увольнение.

При этом необходимо разграничивать, что согласно части 6 статьи 501 Закона о службе в акте о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 501 или 821, а при подготовке приказа об увольнении сотрудникам кадрового подразделения необходимо ссылаться только на пункт 13 части 3 статьи 82 Закона о службе. В противном случае процедура увольнения сотрудника может быть признана необоснованной и произведённой с нарушениями норм материального права.

Возвращаясь к механизму наложения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений, следует сказать, что доклад о результатах проверки может быть направлен в аттестационную комиссию. В этом случае решение о наложении взыскания принимается с учётом рекомендации указанной комиссии.

Наряду с этим к особенностям документального оформления процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения относится подготовка доклада о результатах соответствующей проверки.

Читайте так же:  Внутреннее совместительство табель

Вышеупомянутый акт об отказе в наложении взыскания представляет собой оформленное в письменном виде, в том числе в виде соответствующей резолюции на докладе по результатам проверки, решение руководителя о непринятии мер дисциплинарной ответственности к конкретному сотруднику.

В качестве субъекта проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства выступает подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностные лица, ответственные за данное направление деятельности.

В то же время на практике нередки случаи, когда проведению проверки соблюдения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествует служебная проверка по факту совершения правонарушения или поступления информации. В данном случае по результатам проведения служебной проверки в заключении должен содержаться вывод, обосновывающий необходимость проведения проверки, предусмотренной статьёй 511 Закона о службе. При этом, если в первоначальных объяснениях лица содержались сведения относительно соблюдения им антикоррупционного законодательства, истребование повторных объяснений может не производиться.

Специальным субъектом в вопросах применения взысканий за коррупционные правонарушения определена аттестационная комиссия, на которую возложены функции по рассмотрению вопросов соблюдения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. (Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 746 «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Некоторые критерии малозначительности определены в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия, подготовленных Минтрудом России, и в письме Минтруда России от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», а в случаях, не охваченных указанными методическими рекомендациями, малозначительность каждого коррупционного правонарушения определяется в ходе заседания аттестационной комиссии.

В настоящее время работа по определению критериев продолжается в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.

Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершённого им коррупционного правонарушения. При этом применённая законодателем правовая конструкция «взыскание может быть наложено…» не позволяет объявлять замечания и выговоры за коррупционные правонарушения в устной форме (статья 511 Закона о службе). В соответствии с частью 9 статьи 51 Закона о службе наложение взысканий осуществляется в письменной форме.

Соблюдение законодательства, в том числе антикоррупционного, является предметом надзора органов прокуратуры, которыми могут выноситься соответствующие предписания в целях принятия мер по устранению нарушений. Нередки случаи, когда органами прокуратуры по результатам проведённой ими проверки рекомендуется принять конкретные меры ответственности к сотрудникам, допустившим эти нарушения. Представление прокуратуры в данном случае становится информацией, являющейся основанием для проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства.

В то же время Законом о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел привлекается к ответственности за коррупционное правонарушение по результатам проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных правонарушений, в ходе которой учитываются характер совершённого коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения им своих служебных обязанностей. Данные обстоятельства к предмету проверки органов прокуратуры не относятся и при рекомендации о применении к сотрудникам мер ответственности не учитываются.

Таким образом, определение особенностей порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения имеет важное практическое значение.

Источник: http://www.ormvd.ru/pubs/101/the-liability-for-corruption-offences

Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности

Библиографическая ссылка на статью:
Кузьмина С.В. Основания применения мер дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9362 (дата обращения: 26.03.2019).

В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – это ««нарушение дисциплины (воинской, трудовой, служебной и пр.), заключающееся в противоправном виновном превышении прав, неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него обязанностей, влекущее дисциплинарную ответственность»[1].

Дисциплинарный проступок, как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего, закреплен в качестве правового основания для применения мер ответственности Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В трудовом праве под дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей[2].

Однако считаем, что действующее в настоящее время в сфере государственно-служебных отношений законодательство не упоминает о юридическом составе дисциплинарного проступка. В свое время в теории права было высказано мнение, что «состав правонарушения – научная абстракция, необходимая и достаточная для привлечения к юридической ответственности»[3]. В административной науке под составом проступка предлагается понимать совокупность установленных законом элементов, характеризующих деяние, как дисциплинарный проступок[4]. Считаем, что общей теорией права вопросы вины, действий или бездействий были достаточно изучены. Практически все исследования объекта дисциплинарного проступка государственного служащего в советский период связаны с понятием государственной дисциплины. Однако Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» таким понятием не оперирует, так как оно заменено на понятие служебной дисциплины.

Существует мнение, что в качестве «объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение)»[5].

Считаем, что подобная позиция не достаточно обоснованна, так как определив общий объект нарушения как комплекс правоотношений, в качестве непосредственных объектов дисциплинарных проступков государственных служащих могут выступать отдельные элементы таких отношений: нарушение служебного распорядка, должностного регламента, права и обязанности сторон служебного контракта, интересы работодателя государственного органа и т.п. Об этом писал и В.А.Козбанеко: «объектом дисциплинарного проступка являются интересы службы в конкретном государственном органе, т.е. точное соблюдение и исполнение гражданским служащим требований законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта»[6].

Объективная сторона дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. До настоящего времени идут споры о том, является ли дисциплинарный проступок противоправным, поскольку термин противоправность справедливо использовать при посягательстве на нормы законов и нормативных актов. Служебная дисциплина же напрямую связана не с выполнением законом, а часто подзаконных актов и актов внутреннего служебного распорядка. В данном споре относительно противоправности дисциплинарного проступка гражданского служащего, необходимо отметить, что речь в первую очередь идет о нарушении служебной дисциплины, о невыполнении обязанностей, прямо прописанных в федеральном законе и предусмотренных административным правом. Поэтому считаем, что дисциплинарный проступок государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, которое выражается в форме действия, так и бездействия.

Читайте так же:  Перерасчет больничного листа после декретного отпуска

Таким образом, объективную сторону нарушения служебной дисциплины характеризуют:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

б) противоправность неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

в) вред для общественных отношений в связи с исполнением государственной службы;

г) причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и наступившим вредом.

Особо хотелось бы отметить такую объективную сторону дисциплинарного проступка как исполнение неправомерного поручения, так как гражданский служащий не вправе исполнять данное ему такое поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, которое является, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Однако, действующая редакция Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ставит служащего в двоякое положение: неисполнение поручения руководителя является дисциплинарным проступком, и исполнение ненадлежащего поручения также является основанием дисциплинарной ответственности. Считаем, что в такой ситуации госслужащий вряд ли будет противоречить своему руководителю. Ранее действовавшая редакция Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предполагала, что в случае если такое решение подтвердит вышестоящий руководитель, то непосредственно госслужащий отвечать за его законность не будет. Это представляется справедливым и предлагаем считать в качестве дисциплинарного проступка только неинформирование вышестоящего органа о сомнениях в неправомерности полученного поручения.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение государственного гражданского служащего к своему противоправному деянию и к его возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина.

Долгое время в теории административного права существовали споры о необходимости включения данного признака в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего. Еще недавно исследователи относили к недостаткам законодательства о государственной службе отсутствие прямого указания в правовых нормах на виновный характер поведения служащего[7].

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» при определении должностного проступка такой признак как вина государственного служащего был упущен. Действующий Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» снял все существующие вопросы и ввел в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего признак вины совершенного деяния.

Таким образом, действующее административное законодательство рассматривает вину обязательным составным элементом субъективной стороны всех дисциплинарных проступков. Для института дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего форма вины не имеет принципиального значения. Применять меры воздействия можно и при умышленном, и при неосторожном поведении. А вот при выборе дисциплинарного взыскания такой учет бывает необходим. Считаем, что во всех случаях необходим учет степени вины государственного гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если гражданский служащий не предвидит вредных последствий своего поведения, однако может и должен предвидеть их наступление[8]

В определении составом наиболее тяжелых дисциплинарных проступков требование вины также нашло отражение. Это неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя; предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (статья 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, проверка уважительности причины нарушения служебной дисциплины также относится к характеристике субъективной стороны дисциплинарного проступка. Безусловно, что установить закрытый перечень уважительных причин нельзя, поэтому в каждом конкретном случае они решаются исходя из обстоятельств дела.

К другим немаловажным характеристикам субъективной стороны дисциплинарного проступка относятся мотив и цель неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими. Представителю нанимателя это помогает выяснять смысл неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовой обязанности, отношение виновного к допущенному нарушению и с максимальной эффективностью использовать воспитательное воздействие дисциплинарной ответственности.

Таким образом, для наступления дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих необходимо наличие всех элементов дисциплинарного проступка, нормативное понятие которого требует своей корректировки и уточнения. В это связи считаем в части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие дисциплинарного проступка гражданского служащего изложить в следующей редакции: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, ограничений, и запретов, а также требований к служебному поведению, как во время службы, так и вне ее, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания».

[1] Толстопятенко Т.П., Федотова И Г Юридические понятия и категории в английском языке. Толковый словарь Дубна Издательство Феникс, 2008. С. 176.

[2] Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России/ B.H. Толкунова, K.H. Гусов. М.: Юристь. 1996. С.289.

[3] Юридический состав правонарушения. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.,2000. С.585.

Источник: http://human.snauka.ru/2015/01/9362

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

Читайте так же:  Как оформить овердрафт на зарплатную карту

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Источник: http://genproc.gov.ru/citizens/faq/1284594/

Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности

Статья 193 ТК РФ регламентирует процессуальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работника.

Начинается данный процесс с того, что работодателю становится известно о совершении его работником дисциплинарного проступка. Далее, как правило, работодатель должен вникнуть в суть произошедшей ситуации. Затем работодатель должен затребовать от работника, предположительно совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление таких объясненийработником не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Следующим этапом будет выбор работодателем конкретного вида дисциплинарного взыскания, применимой к нарушителю, и вынесение решения. Хотелось бы отметить, что при применении мер дисциплинарной ответственности в учет должны браться такие факторы, как тяжесть совершенного проступка и обстоятельства его совершения.

Нормами ТК РФ установлены следующие особенности применения дисциплинарных взысканий:

дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Когда с учетом всех особенностей и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, выбран вид дисциплинарного взыскания, применимый к работнику, наступает стадия издания приказа (распоряжения) и собственно привлечение к дисциплинарной ответственности. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание за дисциплинарный проступок и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении. Работника, прекратившего трудовые отношения с работодателем, нельзя подвергнуть дисциплинарному взысканию.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Статья 194 ТК РФ регулирует снятие дисциплинарного взыскания. В ней указано, что «если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания».

К тому же, работодатель по собственной инициативе, просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников имеет право снять его с работника до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания. Соответственно, о досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается приказ.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Дисциплинарное взыскание может быть наложено только руководителем. Другие лица могут налагать взыскание лишь на основании документов, где специально прописаны такие полномочия.

Трудовым законодательством установлены дополнительные правовые гарантии в отношении некоторых групп работников при привлечении их работодателем к дисциплинарной ответственности.

Так, увольнение работников, являющихся членами профсоюзапо п. 5 ст. 81 ТК РФ, которое также относят к дисциплинарным взысканиям, производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Учет мнения профсоюзной организации должен быть осуществлен в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ.

Участвующие в коллективных переговорах представители работников в период их ведения не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а также уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК РФ).

Согласно ст. 66 ТК РФ сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением тех случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Формы приказов об объявлении замечания или выговора не унифицированы, при их оформлении необходимо руководствоваться общими правилами, которые предъявляются для оформления организационно-распорядительных документов.

Статьей 195 ТК РФ урегулированы особенности привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей по требованию представительного органа работников. Согласно ее нормам, «работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель должен применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения».

Таким образом, особенности применения дисциплинарной ответственности состоят в том, что знание указанных основных положений ТК РФ поможет работодателю избежать ошибок при применении дисциплинарного взыскания к работнику, влекущих негативные санкции для самого работодателя, повысит профилактическую роль дисциплинарной ответственности.

Источник: http://studbooks.net/1113408/pravo/osobennosti_primeneniya_distsiplinarnoy_otvetstvennosti

Дисциплинарная ответственность

Добавлено в закладки: 0

Что такое дисциплинарная ответственность? Описание и определение понятия.

Дисциплинарная ответственность – это форма юридической ответственности за дисциплинарный проступок. На работника, допустившего дисциплинарный проступок, налагается дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарная ответственность может быть как общая, так и специальная. Общая дисциплинарная ответственность подразумевает наложение определенного дисциплинарного взыскания директором (руководителем) предприятия, такого как выговор, замечание, строгий выговор, увольнение, что оговорено в Кодексе законов о труде (КЗоТ) и Правилах внутреннего трудового распорядка. Специальная дисциплинарная ответственность наступает для конкретных категорий работников за дисциплинарные проступки, порочащие достоинство.

Рассмотрим, более детально, что значит дисциплинарная ответственность.

Суть дисциплинарной ответственности

Человек, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.

Наряду с мерами поощрения, трудовое законодательство устанавливает и меры дисциплинарных взысканий, которые применяются к нарушителям трудовой дисциплины.

Нарушение трудовой дисциплины – это неисполнение иили ненадлежащее выполнение по вине (или халатности) работника возложенных на него трудовых обязанностей. Такое нарушение влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных (дисциплинарных, уголовных) мер, которые предусмотрены законодательством государства.

Следует отметить, что дисциплинарная ответственность – это один из видов юридической ответственности работников, наряду с другими ее видами: административной, гражданско-правовой, уголовной и материальной.

В согласии с действующим законодательством государства под дисциплинарной ответственностью понимают виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей. Такие нарушения могут допускаться как осознанно, так и по неосторожности, могут быть выражены как в противоправных действиях, так и в бездействии. Некоторые категории государственных служащих в связи с выполнением своих особенных полномочий несут ответственность в дисциплинарном порядке и за проступки, которые порочат их как государственных служащих или дискредитируют органы, в которых они работают (например, руководители, государственные служащие – сотрудники правоохранительных органов, юристы, адвокаты, прокуроры, военнослужащие и другие).

Дисциплинарная ответственность обязывает провинившегося работника понести взыскание (или наказание), которое предусмотрено нормами трудового права, за виновное противоправное поведение.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, сущность которого состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении работником возложенных на него трудовых или служебных обязанностей, нарушении распорядка рабочего дня, небрежности в исполнении своих трудовых обязанностей, появление на работе в нетрезвом виде и прочие.

Характерные особенности дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность имеет следующие характерные признаки:

  1. основанием для дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;
  2. за такой проступок предусмотрено дисциплинарное взыскание;
  3. взыскание налагается только уполномоченным органом (или должностным лицом);
  4. рамки “дисциплинарной” власти должностного лица устанавливаются правовыми нормами;
  5. служащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание,имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (или пожаловаться вышестоящему должностному лицу) или же в суде;
  6. за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Виды дисциплинарной ответственности

По действующему трудовому законодательству Российской Федерации предусматривается два вида дисциплинарной ответственности работников: общая и специальная.

Общая дисциплинарная ответственность – это ответственность, которая предусматривается Трудовым кодексом Российской Федерации и возникает в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Она возлагается на всех без исключения работников, кроме тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Общую дисциплинарную ответственность устанавливают статьи 192-194 Трудового Кодекса Российской Федерации и правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации (или предприятия).

Специальная дисциплинарная ответственность — это ответственность, которая предусмотрена только для отдельных категорий работников специальным законодательством, а также уставами и положениями о дисциплине. Специальная дисциплинарная ответственность имеет свои характерные особенности:

  • строго очерчен круг лиц, которые подпадают под действие соответствующих норм;
  • предусмотрены специальные меры (чаще всего более жесткие) дисциплинарного взыскания;
  • четко определен и обозначен круг лиц и органов, которые наделены властью применения дисциплинарных взысканий;
  • действует особенный порядок обжалования таких взысканий.

Стадии дисциплинарной процедуры

Дисциплинарная процедура состоит из следующих стадий:

  1. выявление дисциплинарного проступка и подготовка дела (затребование объяснений, выявление причин и обстоятельств нарушения трудовой дисциплины);
  2. рассмотрение дела и наложение взыскания (соблюдение давностных сроков, выбор меры взыскания, издание приказа (распоряжения);
  3. исполнение (реализация) дисциплинарного взыскания (во всех случаях доведения приказа о наложении взыскания до сведения работника);
  4. обжалование дисциплинарного взыскания в комиссию по трудовым спорам или суд, для уволенных за нарушение трудовой дисциплины – производство окончательного расчета, обжалование взыскания в установленном законом порядке в суд.

Меры дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется органом (илидолжностным лицом), которому предоставлено право приема на работу (избрания, утверждения, назначения на должность) данного работника. До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменное объяснение. Закон не устанавливает срока, в течение которого работник должен предоставить объяснение. Желательно, чтобы ориентировочные сроки для представления объяснений были предусмотрены в коллективном договоре, а конкретные сроки, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, устанавливало служебное лицо, имеющее право наложения дисциплинарных взысканий. В случае неполучения от работника объяснений в установленный срок дисциплинарное взыскание может быть наложено на основании материалов, имеющихся на предприятии, в учреждении, организации.

Читайте так же:  Режим охраны коммерческой тайны

В том случае, когда работник отказывается дать объяснение» об этом должен быть составлен акт за подписью служебного лица и работников предприятия, которые были свидетелями этого отказа.

Дисциплинарные взыскания применяются собственником или уполномоченным им органом непосредственно после выявления проступка, но без учета времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание объявляется приказом (распоряжением) и сообщается работнику под расписку. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвержен новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение его поступка в письменной форме (то есть написать обьяснительную). Если же работник отказывается дать такое объяснение, составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания обязательно должны учитываться: тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду до применения дисциплинарного взыскания. Взыскание оглашается в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку.

В качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение, если, конечно, на это есть весомые причины, такие как систематическое неисполнение работником (без уважительных причин) обязанностей, кото рые были возложены на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, или если к работнику ранее уже применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия.

Соблюдение трудовой дисциплины играет важную большую роль в народном хозяйстве, поэтому трудовое законодательство кроме дисциплинарных мер предусматривает еще ряд других мер правового воздействия. Это меры общественного воздействия, а также материального и социального воздействия. Так, например, руководители предприятий имеют полное право лишать злостных нарушителей трудовой дисциплины льгот на получение путевок в дома отдыха и санатории, менять по своему усмотрению время предоставления отпусков, переносить очередь на получение жилой площади и другие.

В положениях о премировании и положениях о премировании по итогам годовой работы, действующих на предприятиях, предусмотрено сокращение или лишение полностью премий или вознаграждений по итогам годовой работы за нарушение трудовой дисциплины.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий

Дисциплинарное взыскание должно применяться не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка ( не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников).

Трудовым законодательством определены четкие сроки применения дисциплинарного взыскания. Например, по действующему трудовому законодательству государства дисциплинарное взыскание не может быть применено, если со дня совершения проступка прошло уже более шести месяцев, но если по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – то дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее двух лет со дня его совершения (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

Приказ (или распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику обязательно под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае, если работник отказывается подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт с указанием присутствующих при этом свидетелей. В данном случае отказ работника удостоверить своей подписью факт предъявления ему соответствующего приказа (распоряжения) или постановления не имеет юридического значения и не влияет на действительность объявленного взыскания. В приказе (распоряжении) или постановлении о дисциплинарном взыскании должны указываться обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и мера дисциплинарного взыскания.

Работник имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной инспекции труда и (или) в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (это предусматривает статья 193 Трудового Кодекса Российской Федерации).Если работник считает, что к нему применено дисциплинарное взыскание неправильно, он может обжаловать его. Порядок обжалования зависит от меры дисциплинарного взыскания. Дисциплинарные взыскания, кроме увольнения, могут быть обжалованы в комиссию по трудовым спорам, при несогласии с решением комиссии – в суд, а дисциплинарное взыскание в виде увольнения – только в суд общей компетенции.

Если работник в дальнейшем в течении какого-то опредленного времени не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и проявил себя как добросовестный сотрудник, наказание может быть пересмотрено, смягчено и взыскание даже может быть снято до окончания одного года. Стоит также учесть, что на протяжении всего срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются.

Работодатель в свою очередь, если он видит изменения в работнике в лучшую сторону, еще до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе или просьбе самого работника, а также и по ходатайству его непосредственного руководителя (статья 194 Трудового Кодекса Российской Федерации ).

Не считаются дисциплинарными взысканиями:

  • Полное или частичное лишение нарушителей трудовой дисциплины премий, предусмотренных системой оплаты труда или вознаграждения по итогам работы за год;
  • Меры общественного воздействия, взыскания, которые были применены к работнику за нарушение общественного порядка, неправильное поведение в быту и такое прочее;
  • Меры дисциплинарного или общественного взыскания, в установленном порядке погашены давностью, снятые или отменены;
  • Дисциплинарные взыскания, не были своевременно доведены до сведения работника, а объявлены ему только вместе с постановлением, распоряжением, приказом об увольнении;
  • Другие меры воздействия, не предусмотренные законодательством государства о труде.

Функции дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность призвана выполнять следующие функции:

Значение дисциплинарной ответственности, ее задачи

Основными задачами дисциплинарной ответственности работников являются:

  • охрана внутреннего трудового распорядка организации;
  • воспитание, как самого нарушителя трудовой дисциплины, так и других неустойчивых работников в целях предупреждения нарушения трудовой дисциплины.

Дисциплинарная ответственность является одним из правовых средств обеспечения трудовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Мы коротко рассмотрели дисциплинарная ответственность, ее суть, виды, характерные особенности и значение для обеспечения трудовой дисциплины на предприятиях.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://biznes-prost.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost.html

Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here