Котел дквр устройство и работа

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Котел дквр устройство и работа". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Назначение и устройство парового котла ДКВР-4/13.

Билет №2

Водогрейный котел (определение).

Водогрейным котлом называется устройство, имеющее топку, обогреваемое продуктами сжигаемого в ней топлива и предназна­ченное для нагревания воды, находящейся под давлением выше ат­мосферного и используемой в качестве теплоносителя вне самого устройства.

В котел входят (рис. 27): топка, поверхности нагрева, паропе­регреватель, экономайзер, воздухоподогреватель, каркас с лестни­цами и площадками для обслуживания, обмуровка, газоходы, арма­тура и гарнитура.

Топка предназначена для сжигания топлива и передачи получен­ного при этом тепла теплоносителю, который нагревается в поверх­ностях нагрева, покрывающих стены топки.

Поверхности нагрева — элементы котла, в которых происходит передача тепла от факела и продуктов сгорания теплоносителю (вода, пар). Различают радиационную поверхность, которая получает теп­ло преимущественно излучением, и конвективную поверхность, ко­торая получает тепло в основном конвекцией. Площадь поверхнос­тей нагрева котлов измеряется в м 2 .

Радиационными поверхностями называются экраны, размещен­ные на стенках топки. В зависимости от размещения в топке, разли­чают фронтовые, боковые, задние и потолочные экраны. Двухсто­ронними (двухсветными) называются экраны в виде ряда труб, ко­торые размещены в топочном пространстве и обогреваются с двух сторон (например, в водогрейных котлах ТВГ).

Газоходы — каналы, образованные обмуровкой котла, шамотными или чугунными перегородками и предназначенные для направления продуктов сгорания топлива и размещения поверхностей нагрева.

Котельный пучок — группа труб конвективной поверхности нагре­ва, вваренных или ввальцованных в общие коллекторы или барабаны.

Внутренняя часть парового котла, заполненная водой, называет­ся водяным объемом, а часть, которая заполнена паром, называется паровым объемом. Поверхность кипящей воды в верхнем барабане называется зеркалом испарения. При работе котла зеркало испаре­ния не должно выходить за границы установленных верхнего и ниж­него допустимых уровней.

Пароперегреватель — устройство, предназначенное для повыше­ния температуры пара выше температуры насыщения, соответству­ющей давлению в котле.

К хвостовым поверхностям нагрева относятся экономайзер и воздухоподогреватель, в которых используется тепло уходящих ды­мовых газов.

Экономайзером называется устройство, обогреваемое продукта­ми сгорания топлива и предназначенное для подогрева или частич­ного испарения воды, поступающей в паровой котел.

Рис. 27. Примерная компоновка элементов котла:

1 — горелка; 2 — боковой экран; 3 — фронтовой экран; 4 — подвод газа; 5 -воздухопровод; 6 — опускные трубы; 7 — каркас; 8 — барабан кот­ла; 9 — подвод воды; 10 — выход пара; 11— пароперегреватель; 12 — змеевиковый экономайзер; 13 — газоход; 14 — трубчатый возду­хоподогреватель; 15 — задний экран; 16 — регулятор перегрева пара

Воздухоподогреватель — устройство, обогреваемое продуктами сгорания топлива и предназначенное для подогрева воздуха, посту­пающего в топку на горение.

Каркас — металлическая конструкция из колонн, балок и связей, которые установлены на фундаменте и предназначены для соедине­ния и крепления элементов котла.

Обмуровка — внешнее изоляционное защитное ограждение котла.

Назначение и устройство парового котла ДКВР-4/13.

Котлы ДКВР (двухбарабанный котел вертикально-водотрубный реконструированный) предназначены для производства насыщенного и перегретого пара. Котлы реконструированы из котлов ДКВ и в от­личие от них имеют меньшие габариты, но прежнюю паропроизводительность.

Котлы ДКВР выпускаются Бийским котельным заводом (Алтай­ский край) следующих типоразмеров:

ДКВР-2,5-13; ДКВР-4-13; ДКВР-10-13 (250); ДКВР-10-23;

ДКВР-4-13 (250); ДКВР-6,5-13; ДКВР-10-23 (370); ДКВР-20-13;

ДКВР-6,5-13 (250); ДКВР-6,5-23; ДКВР-20-13 (250); ДКВР-20-23.
ДКВР-6,5-23 (250); ДКВР-10-13;

Котлы ДКВР-(2,5; 4; 6,5)-13 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только размерами (рис. 75).

Котлы состоят из продольно размещенных верхнего 6и нижнего ба­рабанов 1, соединенных рядами кипятильных труб, образующих конвек­тивную поверхность нагрева 2. На уровне нижнего барабана установле­ны боковые коллекторы, от которых идут перепускные трубы к этому барабану. Верхний барабан с боковыми коллекторами в районе топки соединяется экранными трубами, а в передней части — опускными.

В котлах устанавливаются две шамотные перегородки 4, образую­щие топку котла 5 и камеру догорания 3, а чугунная перегородка разделяет пространство конвективного пучка труб на два газохода — первый и второй. Перегородки выполнены таким образом, что продукты сгора­ния омывают трубы конвективного пучка поперечным потоком, что дает возможность эффективнее использовать тепло. В котлах с пароперег­ревателем — пароперегреватель размещается в первом газоходе после второго или третьего ряда кипятильных труб. Часть кипятильных труб для размещения пароперегревателя не устанавливается. Внутри верх­него барабана размещено сепарационное устройство 9, две распредели­тельных трубы питательной воды 8 (в котлах 2,5 т/ч — одна).

В верхней части верхнего барабана установлены штуцер креп­ления двухрычажного предохранительного клапана 7, главный пароотводящий штуцер, штуцеры подвода питательной воды, штуцер подвода фосфатов и другие вспомогательные штуцеры.

В переднюю часть верхнего барабана в паровое и водяное про­странство вварены две трубы D. = 70 мм, на которых установлены водоуказательные приборы, манометр и уровнемерная колонка.

В нижнем барабане размещены труба подогрева котла паром от других котлов, штуцер продувки и выпуска воды при ремонте котла. Непрерывная продувка 10 может производиться из верхнего барабана.

Боковые коллекторы оборудованы штуцерами для периодичес­кой продувки.

Рис. 75. Паровой котел ДКВР-6,5-13: 1 — нижний барабан; 2 — конвективная поверхность нагрева; 3 — камера догорания; 4 — шамотные перегородки; 5 — топка котла; б — верхний барабан; 7 — предохрани­тельный клапан; 8 — распределительные трубы питательной воды; 9 — сепарационное устройство; 10 — устройство непрерывной продувки

Циркуляция воды в котлах естественная. В котлах паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5 т/ч вода циркулирует по следующим контурам:

1-й контур: верхний барабан —» правая опускная труба —>часть правого бокового коллектора -> часть правых экранных труб —> вер­хний барабан;

2-й контур: верхний барабан —> левая водосбросная труба —>часть левого бокового коллектора -> часть левых экранных труб -» верх­ний барабан;

Читайте так же:  Размер алиментов взыскиваемых в судебном порядке

3-й контур: верхний барабан -» последние 2-3 ряда кипятиль­ных труб —» нижний барабан -» все другие кипятильные трубы —>верхний барабан;

4-й контур: нижний барабан -> правая перепускная труба —>ос­тальная часть правого бокового коллектора —>все другие правые экранные трубы -> верхний барабан;

5-й контур: нижний барабан —»левая перепускная труба —> дру­гая часть левого бокового коллектора —> все другие левые экранные трубы —>верхний

Источник: http://poisk-ru.ru/s38818t9.html

Котлы паровые высокого давления ДКВр – конструкция, принцип работы, выбор, цена

Для обеспечения технических нужд промышленных предприятий, выработки электричества, а также для возможности функционирования централизованных или автономных систем отопления и вентиляции используются паровые котлы высокого давления. В функцию оборудования входит генерация насыщенного пара в процессе сгорания того или иного типа топлива. На рынке присутствует достаточно много моделей агрегатов, отличающихся габаритами, мощностью и конструктивными особенностями. Паровые котлы ДКВр (или двухбарабанные котлы, вертикально-водотрубные, реконструированные) относятся к высокопроизводительному отопительному оборудованию, работающему на разных видах топлива.

Конструкция ДКВр

Устройство котлов высокого давления является достаточно сложным, что отражается на цене оборудования. Агрегаты состоят из двух барабанов:

  • нижнего – короткого;
  • верхнего – более длинного.

Оборудование имеет экранированный топочный отсек, камеру догорания (не везде), экранные и конвективные пучки труб. Для возможности их периодической или аварийной чистки днище корпуса оборудуется лазами, которые используются и при осмотре барабанов. Снаружи устанавливаются площадки, предназначенные для техобслуживания, и лестницы – для удобства подъема наверх. В конструкции котла присутствуют, также, питательные трубопроводы и перегородки, обдувочные установки и дымососы. Каждый базовый и дополнительный элемент выполняет свою функцию. Все они имеют определенное установочное место.

Естественная циркуляция в замкнутом контуре топливного водотрубного агрегата высокого давления происходит благодаря разной плотности перемещаемой пароводяной смеси в подъемных и воды в опускных трубах, согнутых определенным образом. Напор создается за счет неодинакового обогрева участков горячими газами. Вертикальными котлы называются потому, что трубы в конструкции размещаются под углом 25 градусов и более относительно горизонта. Подобные агрегаты имеют бо́льшее количество пучков и число труб в них, что отражается на увеличении общей площади нагрева. Такое конструкторское решение позволяет осуществлять выпуск котлов высокого давления без расширения объема барабанов.

Важной составляющей ряда парогенераторов высокого давления (производительностью до 10т/ч) является топочная камера, разделенная на два сегмента посредством кирпичной кладки:

  • топку;
  • камеру догорания, повышающую КПД.

В зависимости от модели, котлы комплектуются дополнительными элементами:

  • различными клапанами – предохраняющими, спускными, отборны́ми, питающими, и т.д.;
  • запорными вентилями;
  • продувочной арматурой;
  • штуцерами;
  • указателями уровня воды;
  • манометрами и другими измерительными приборами;
  • пароперегревателями.

В паровых котлах серии ДКВр имеется возможность работы в водогрейном режиме. Особенности их конструкции и технические характеристики позволяют поднимать давление в три раза – с 1,3 до 3,9МПа. В результате, температура перегретого пара может увеличиваться со 195 до 440 градусов по Цельсию. Оптимальная мощность выпускаемого оборудования находится в пределах 2,5…20т/ч. Цена ДКВр зависит от данного показателя и модели агрегата.

Эксплуатация паровых газовых котлов рассматриваемой модификации может осуществляться в разных климатических зонах, даже на Крайнем Севере.

Подробнее о некоторых комплектующих

Паровые котлы оборудуются:

  • защитной автоматикой – отсекает топливо при аварийных и внештатных ситуациях (отсутствие напряжения, угасание пламени, резкое отклонение от нормативного давления в любом из конструктивных узлов);
  • аварийной или предупредительной сигнализацией – световой и звуковой;
  • автоматической регулировкой уровня воды;
  • системой безопасного розжига – проверяет показатель герметичности клапанов;
  • контрольной автоматикой – следит за давлением пара и топлива;
  • автоматической настройкой соотношения топливо-воздух в топке.

Экранные и конвективные бесшовные трубы изготавливаются диаметром 51мм из стали. С котлом они соединяются посредством вальцованных соединений.

Специальные газо-мазутные горелки применяются в случаях раздельного использования топлива – либо газа, либо мазута. Они выпускаются в пяти типоразмерах, отличаясь мощностью и типом завихрителя – прямоточного или осевого. Каждая горелка комплектуется двумя форсунками – основной и сменной. Дополнительный элемент задействуется лишь в случае чистки или установки новой форсунки.

Твердотопливные агрегаты высокого давления оборудуются золоуловителями:

  • механическими циклонного типа – блочными или батарейными;
  • работающими на основе ионизации – электрофильтры притягивают заряженные частицы;
  • мокрыми – удаление производится посредством воды.

Центробежный дымосос предназначается для твердотопливных котлов. Он устанавливается как внутри помещений, так и под уличными навесами. Оборудование в одностороннем направлении отсасывает из топки угарные газы. В функцию другого элемента – вентилятора – входит обеспечение противоположного действия – он принудительно подает воздух в топку, что содействует более продуктивному сжиганию топлива.

Топка для твердотопливных котлов мощностью до 10т/ч оборудуется ленточными пневмомеханическими питателями топлива, благодаря которым может производиться непрерывная загрузка угля на уже горящий слой. Она, также, комплектуется неподвижными решетками с поворотными колосниками. Для их управления, в конструкции котла предусматриваются специальные приводы, также как и для воздушных заслонок.

Принцип работы

После поступления воды в верхний барабан по входным коллекторам, происходит ее смешивание с находящейся внутри котловой водой, часть которой, в свою очередь, по циркуляционным трубам частично попадает в нижний барабан. Прогреваясь, вода поднимается, вновь оказываясь в верхнем барабане, но уже с паровой составляющей. Процесс происходит циклично.

Образующийся пар проникает в сепарационные механизмы котла, где происходит «отбор» влаги. В результате получается сухой пар, готовый к использованию. Он либо сразу отправляется в технологическую сеть, либо доводится до более высоких температур в пароперегревателе.

Процесс естественной циркуляции подчиняется законам физики. Дело в том, что вода имеет бо́льшую плотность по сравнению с пароводяной смесью. В связи с этим, первая жидкость всегда будет опускаться, а второе соединение – подниматься. В определенный момент пар отделяется и устремляется вверх, тогда как вода, благодаря гравитации, возвращается в исходное технологическое положение. Следует отметить, что в разных моделях число контуров циркуляции бывает различным.

Читайте так же:  В каком суде взыскиваются алименты

До недавнего времени ДКВр изготавливались практически для любых типов топлива – газа и мазута, угля, древесных опилок и торфа. Но сегодня некоторые их них заменили новыми, более современными моделями:

  • КЕ – предназначается для твердого топлива;
  • ДЕ – работает на газо-мазутном топливе.

Но на многих предприятиях в эксплуатации до сих пор находятся проверенные годами паровые агрегаты ДКВр. На вторичном рынке можно купить б/у котлы в хорошем состоянии и по доступной цене, которые наверняка прослужат еще достаточно длительный период.

Причины сбоя

Правильная эксплуатация котлов высокого давления серии ДКВр является гарантией его безопасной работы. Поверхность нагрева должна своевременно охлаждаться, так как она принимает на себя максимальное воздействие топочных газов. По этой причине процесс предусматривает постоянную и интенсивно равномерную циркуляцию теплоносителя внутри контура по опускным и подъемным трубам. В противном случае на металлических стенках со временем появятся свищи, а при увеличении давления – разрывы в трубопроводе.

Кроме того, к сбоям может привести:

  • неверное распределение теплоносителя по трубам, причиной чему служит накопление на внутренних стенках шлама;
  • неравномерный прогрев испаряющих стенок, происходящий в результате загрязнения отдельных участков;
  • неграмотная регулировка факела горения, приводящая к технологически неправильному заполнению пространства топочной камеры.

Преимущества ДКВр

Особенность конструкции и технические возможности отопительных агрегатов серии ДКВр позволяет выделить:

  • существенный диапазон регулируемой паропроизводительности оборудования;
  • поставку в разобранном виде – допускает выполнение установки котлов высокого давления без демонтажа ограждающих конструкций;
  • возможность выбора оборудования под определенный вид топлива;
  • высокий показатель КПД;
  • доступную цену обслуживания;
  • ремонтопригодность.

Выбор котлов

При покупке той или иной модели парогенератора высокого давления необходимо обратить внимание на следующие показатели:

  • производительность – бесперебойность технологического процесса и отсутствие простоев обеспечит оптимальное количество сгенерированного пара за единицу времени. В данном случае – т/час;
  • номинальную мощность (давление пара) – для ДКВр она составляет 1,3МПа;
  • габариты – определяются объемом помещения котельной;
  • цену – зависит от трех вышеперечисленных факторов и дополнительной комплектации;
  • тип используемого топлива.

Следует учитывать и массу парового газового или твердотопливного котла, так как она может доходить до 44 тонн.

Примерная цена

Стоимость паровых котлов зависит от их технических характеристик и набора дополнительных комплектующих. Базовая цена агрегатов российского производства, работающих на газо-мазутном топливе, приблизительно составляет – при производительности:

  • 2,5т/ч – 1400-1500тыс.руб.;
  • 4т/ч – 1700-1800тыс.руб.;
  • 6,5т/ч – 2300-2500тыс.руб.;
  • 10т/ч – 3300-3800тыс.руб.;
  • 20т/ч – 5500-6000тыс.руб.

Цена паровых котлов высокого давления на твердом топливе находится в пределах 1500-7200тыс.руб. Необходимо отметить, что в базовую стоимость оборудования не входят вентиляторы, дымососы и экономайзеры.


Источник: http://semidelov.ru/mar/kotly-parovye-vysokogo-davleniya-dkvr-konstruktsiya-printsip-rabo/

Устройство и принцип работы котла серии ДКВР

Конструктивная схема котлов серии ДКВР паропроизводительностью до 10 т/ч одинаково независима от используемого топлива и применяемого топочного устройства.

Котел имеет верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла, экранированную топочную камеру и развитый кипятильный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом топочная камера котлов ДКВР камера догорания отделяется от топки трубами заднего экрана.

Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания.

Внутри котельного пучка имеется чугунная перегородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспечивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла — асимметричные. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго третьего рядов кипятильных труб.

Для осмотра барабанов и установки в них устройств, а также для чистки труб на днищах имеются овальные лазы размером 325 Ч 400 мм. Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 1,4 МПа изготавливаются из стали 16ГС или 09Г2С и имеют толщину стенки 13 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб. Для удаления отложений шлама в котлах имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер имеются штуцеры диаметром 32?Ч 3 мм.

Пароперегреватели котлов типа ДКВР, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов одинаковых давлений и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллельных змеевиков. Пароперегреватели — одноходовые по пару, обеспечивают получение перегретого пара без применения пароохладителей. Камера перегретого пара крепится к верхнему барабану, одна опора этой камеры делается неподвижной, а другая — подвижной.

Циркуляционная схема котла ДКВР

Питательная вода поступает в верхний барабан по двум питательным линиям, откуда по последним рядам труб конвективного пучка поступает в нижний барабан. Питание экранов производится необогреваемыми трубами из верхнего и нижнего барабанов. Фронтовой экран котла ДКВР питается водой из опускных труб верхнего барабана, задний экран — опускных труб нижнего барабана.

Пароводяная смесь из экранов и подъемных труб пучка поступает в верхний барабан. Все котлы снабжены внутри барабанными паросепарационными устройствами для получения пара. Котлы ДКВР опорной рамы не имеют. Неподвижной, жестко закрепленной точкой котла является передняя опора нижнего барабана. Остальные опоры нижнего барабана и камер боковых экранов выполнены скользящими. Камеры фронтового и заднего экранов крепятся кронштейнами к обдувочному каркасу. Камеры боковых экранов крепятся к опорной раме.

Котел снабжен контрольно-измерительными приборами и необходимой арматурой:

  • — предохранительные клапаны,
  • — манометры и трехходовые краны к ним,
  • — рамки указателей уровня со стеклами и запорные устройства указателей уровня,
  • — запорные вентили и обратные клапаны питания котлов,
  • — запорные вентили продувки барабанов, камер экранов, регулятора питания и пароперегревателя,
  • — запорные вентили отбора насыщенного пара (для котлов без пароперегревателей),
  • — запорные вентили для отбора перегретого пара (для котлов с пароперегревателями),
  • — вентили для спуска воды из нижнего барабана.
Читайте так же:  Арест имущества при разводе

Барабаны к котлам ДКВР

Соединения трубной системы котла ДКВР с барабаном производятся вальцованные, а не сварные, что повышает ремонтопригодность и надежность котла. Использование автоматизированных комплексов сварки позволяет изготавливать барабаны ДКВР высокого качества.

Рис. 1.2 — Барабаны к котлам ДКВР

Источник: http://vuzlit.ru/740460/ustroystvo_printsip_raboty_kotla_serii_dkvr

Пуск и останов котла ДКВР 10-13

Подготовка котла к растопке:

Растопка котла:

Во время продувки находится следует сбоку от водоуказательного стекла. Все операции выполнять в очках и брезентовых рукавицах, следить за уровнем воды во втором стекле.

  • 12. Подтяжку болтов фланцевых соединений следует производить при давлении не выше 5 кгс/см 2 (0.5 МПа). Добивку сальников производить при избыточном давлении не более 0.02 Мпа (0.2 кгс/см 2 ), при температуре теплоносителя не выше 45 0 С. Заменять сальниковую набивку разрешается после полного опорожнения трубопровода. На всех фланцевых соединениях болты затягивать поочередно с диаметрально противоположных сторон
  • 13. Перед включением котла в главный паропровод проверить исправность действия предохранительных клапанов? КИП и А.
  • 1. Останов котла во всех случаях, кроме аварийных, производится по распоряжению старшего машиниста котельного оборудования.
  • 2. При выводе котла в резерв или ремонт должны быть приняты меры для консервации поверхностей нагрева котла в соответствии с действующими указаниями по консервации теплоэнергетического оборудования.
  • 3. При останове котла необходимо:
  • 3.1 перекрыть подачу топлива на форсунки
  • 3.2 закрыть вентиля на горелочных устройствах
  • 3.3 вынуть форсунки
  • 3.4 перейти на ручную подпитку котла
  • 3.5 через 5 мин. после прекращения горения в топке выключить дутьевой вентилятор, а через 10 мин. — дымосос
  • 3.6 доложить старшему машинисту об останове котла.
  • 4. Пуск дымососа для расхолаживания разрешается не ранее чем через 10 часов. Расхолаживание котла после его останова производится при закрытых шиберах газовоздушного тракта.
  • 5. Спуск воды из остановленного котла разрешается после снижения давления в нем до атмосферного и при температуре не выше 80 0 С.
  • 6. Надзор дежурного персонала за остановленным котлом должен вестись до полного снижения в нем давления и снятия напряжения с э/двигателей.

Аварийный останов котла:

Останов котла по согласованию с главным инженером:

  • 1. Котел должен быть остановлен в случаях:
  • 1.1 Обнаружения свищей в трубах поверхностей нагрева, пароводоперепускных, а также водоопускных трубах котла, паропроводах, коллекторах, и различных соединениях.
  • 1.2 Недопустимого превышения температуре металла поверхности нагрева, если снизить температуру изменением режима работы котлоагрегата не удается.
  • 1.3 Выхода из строя всех дистанционных указателей уровня воды в барабане котла.
  • 1.4 Резкого ухудшения качества питательной воды против установленных норм.

Список использованной литературы

  • 1. Д.Я. Борщов «Устройство и эксплуатация отопительных котельных малой мощности».
  • 2. В.С. Вергазов «Спутник машиниста отопительных котельных».
  • 3. В.А. Бочкарев «Охрана окружающей среды. Методические указания».

Источник: http://vuzlit.ru/602369/pusk_ostanov_kotla_dkvr

1. Характеристика парового котла

1.1 Технические характеристики котла дквр

Паровые котлы ДКВР-2,5; 4; 6,5; 10; 20 с газомазутными топками – двухбарабанные, вертикально-водотрубные, предназначены для выработки насыщенного или перегретого пара, идущего на технологические нужды промышленных предприятий, в системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

— надежная гидравлическая и аэродинамическая схема работы котла обеспечивает высокий КПД – до 91%.

— низкий уровень затрат на эксплуатацию и обслуживание.

— котел ДКВР имеет сборную конструкцию, что позволяет монтировать его в котельной, не разрушая стен, и быстро подключить к уже существующим системам.

— возможен перевод котла с одного вида топлива на другой.

— широкий диапазон регулирования производительности (от 40 до 150% от номинала) позволяет использовать котел с максимальной эффективностью и значительно экономить затраты на теплоэнергоснабжение.

— возможность перевода котла в водогрейный режим.

— конструкция котла позволяет использовать под заказ различные варианты комплектации КИПиА, в том числе автоматизированными горелками.

1.2 Устройство и принцип работы котла серии дквр

Конструктивная схема котлов серии ДКВР паропроизводительностью до 10 т/ч одинаково независима от используемого топлива и применяемого топочного устройства.

Котел имеет верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла, экранированную топочную камеру и развитый кипятильный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом топочная камера котлов ДКВР-2,5; ДКВР-4; ДКВР-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. На котлах ДКВР-10 камера догорания отделяется от топки трубами заднего экрана. Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания.

Внутри котельного пучка имеется чугунная перегородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспечивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла – асимметричные. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго-третьего рядов кипятильных труб.

Для осмотра барабанов и установки в них устройств, а также для чистки труб на днищах имеются овальные лазы размером 325 × 400 мм.

Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 1,4 МПа изготавливаются из стали 16ГС или 09Г2С и имеют толщину стенки 13 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб.

Для удаления отложений шлама в котлах имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер имеются штуцеры диаметром 32 × 3 мм.

Пароперегреватели котлов типа ДКВР, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов одинаковых давлений и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллельных змеевиков.

Читайте так же:  Постановка на воинский учет призывника

Пароперегреватели – одноходовые по пару, обеспечивают получение перегретого пара без применения пароохладителей. Камера перегретого пара крепится к верхнему барабану, одна опора этой камеры делается неподвижной, а другая – подвижной.

Источник: http://studfile.net/preview/1971238/page:2/

Председатель профкома Руководитель организации

_________________ 2002г. _________________ 2002г.

Инструкция № ___

для персонала котельной

по обслуживанию паровых котлов,

работающих на газообразном топливе.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая инструкция содержит требования по обеспечению безопасной эксплуатации паровых котлов и составлена на основании типовой инструкции Госгортехнадзора Р.Ф.

1.2. К обслуживанию котлов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, медицинскую комиссию, имеющие удостоверение с фотографией на право обслуживания котлов, работающих на природном газе.

1.3. Оператор котлов должен:

Видео (кликните для воспроизведения).

-проходить повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

-проходить проверку знаний по правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, правил безопасности в газовом хозяйстве;

-проходить медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г;

-выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности;

1.4. Оператор должен знать:

правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов;

правила безопасной эксплуатации газового оборудования;

-действие на человека опасных и вредных факторов, возникающих во время работы;

-требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-требования настоящей инструкции;

-назначение средств индивидуальной защиты;

-уметь оказывать доврачебную помощь при несчастном случае.

1.5.Во время работы на оператора могут воздействовать следующие опасные производственные факторы:

-высокое давление и температура поверхностей нагрева;

-высокое напряжение в электрической сети;

-повышенные уровни шума и вибрации;

повышенная подвижность воздуха.

1.6. Оператор в своей работе должен использовать следующие средства индивидуальной защиты:

1.7.Повторная проверка персонала котельной проводится не реже одного раза в 12 месяцев.

1.8. При вступлении на дежурство персонал обязан ознакомиться с записями в журнале, проверить исправность оборудования и всех установленных в котельной котлов, газового оборудования, исправность освещения и телефона.

Прием и сдача дежурства должны оформляться старшим оператором записью в сменном журнале с указанием результатов проверки котлов и относящегося к ним оборудования (манометров, предохранительных клапанов, питательных приборов, средств автоматизации и газового оборудования).

1.9. Не разрешается приемка и сдача смены во время ликвидации аварии.

1.10.Посторонним лицам доступ в котельную разрешается руководителем предприятия.

1.11.Помещение котельной, котлы и все оборудование, проходы должны содержаться в исправном состоянии и надлежащей чистоте.

1.12.Двери для выхода из котельной должны легко открываться наружу.

1.13.Ремонт элементов котлов разрешается производить только при полном отсутствии давления. Перед открытием люков и лючков, расположенных в пределах водяного пространства, вода из элементов котла должна быть слита.

1.14.Выполнение работ внутри топок и газоходах котла допускается производить только при температуре не выше 50 о С с письменного разрешения ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

1.15.Перед началом ремонтных работ топка и газоходы должны быть хорошо провентилированы, освещены и надежно защищены от возможного проникновения газов и пыли из газоходов, работающих котлов.

1.16.Перед закрытием люков и лазов необходимо проверить, нет ли внутри котла людей или посторонних предметов.

1.17.Перед началом работ топка или газоходы должны быть хорошо провентилированы, освещены и надежно защищены от возможного проникновения газов и пыли из газоходов работающих котлов.

1.18.Перед допуском людей для ремонтных работ котел должен быть отглушен по всем линиям по которым он может быть поставлен под давление (главный паропровод и его дренажи, питательные магистрали, газопровод, линия периодической продувки).

1.19.Выписан наряд-допуск в двух экземплярах с указанием следующих мер безопасности:

· обесточен электродвигатель вентилятора и на пускатель вывешен плакат «Не включать – работают люди!»;

· работать в спецодежде, спецобуви.

2. ПОДГОТОВКА КОТЛА К РАСТОПКЕ

2.1. Одеть положенную спецодежду.

2.2. Перед растопкой котла следует проверить:

· исправность топки и газоходов, запорных и регулирующих устройств.

· исправность К.И.П., арматуры, питательных устройств, дымососов и вентиляторов;

· исправность оборудования для сжигания газообразного топлива;

· заполнение котла водой, путем пуска питательных и циркуляционных насосов;

· отсутствие заглушек на газопроводе, питательных материалах, продувочных линиях;

· отсутствие в топке людей и посторонних предметов;

· заполнить котел водой до отметки растопочного уровня.

2.3. Продуть газопровод через продувочную свечу, убедиться в отсутствии утечек газа из газопроводов, газового оборудования и арматуры путем обмыливания.

2.4. Проверить по манометру соответствие давления газа, воздуха перед горелками при работающем вентиляторе.

2.5. Отрегулировать тягу в верхней части топки, установив разрежение в топке 2-3 мм водного столба.

2.6. Провести вентиляцию топки и газоходов в течение 10-15мин путем включения дымососа и вентилятора.

3. РАСТОПКА КОТЛА

3.1. Растопка котла должна производиться только при наличии письменного распоряжения в сменном журнале ответственного лица за газовое хозяйство или лица, его замещающего. В распоряжении должны быть указаны продолжительность растопки, время, кто должен провести растопку.

3.2. Растопка котла должна проводиться в течение времени, установленного начальником котельной, при слабом огне, уменьшенной тяге.

При растопке котла следует обеспечить равномерный прогрев его частей.

3.3. Горелку котла, работающего на газообразном топливе, необходимо зажигать в следующей последовательности:

· зажечь запальник и внести в устье включаемой горелки, подать газ, медленно открывая кран (задвижку) перед горелкой и следя за тем, чтобы он сразу же загорелся, отрегулировать подачу воздуха, разрежение в верхней части топки. если пламя погасло, прекратить подачу газа путем закрытия вентилей перед горелкой, открыть продувочную свечу, провентилировать топку и начать растопку по инструкции;

Зажигая горелку не следует стоять против отверстия гляделок, чтобы не получить ожога от случайно выброшенного из топки пламени. Оператор должен быть обеспечен защитными очками.

Читайте так же:  Уволиться без отработки если есть дети несовершеннолетние

· зажигать в топке погасший газ без предварительной вентиляции топки и газоходов;

· зажигать газовый факел от соседней горелки.

3.5. При растопке необходимо вести контроль за перемещением элементов котла при тепловом расширении.

3.6. Следить за уровнем воды в верхнем барабане котла и за давлением пара по манометру.

3.7. Когда из открытого воздушника начнет выходить пар, необходимо его закрыть.

3.8. Подтягивание болтов, лючков во время растопки котла должно производиться с осторожностью, ключами без применения удлиняющих рычагов в присутствии лица, ответственного за эксплуатацию котлов. Эта операция должна проводиться при давлении не выше 3 кг/см 2 .

4. ВКЛЮЧЕНИЕ КОТЛА В РАБОТУ (ГЛАВНЫЙ ПАРОПРОВОД)

4.1. Перед включением котла в работу, должны быть проведены следующие операции:

· проверить исправность манометра, предохранительного клапана (путем принудительного открытия), водоуказательных приборов (их продувкой), с записью в вахтенный журнал;

· проверить и включить в работу автоматику безопасности, автоматику регулирования;

· произвести продувку нижних точек котла.

4.2. Включение котла в паропровод должно производиться медленно, после тщательного прогрева и продувки паропровода. При прогреве необходимо следить за исправностью паропровода, его компенсаторов, опор и подвесок. При возникновении гидравлических ударов прогрев прекратить и выяснить причину.

4.3. Включение производится при давлении равным главному паропроводу или ниже на 0,5 атм.

4.4. Время начала растопки и включения котла записать в вахтенный журнал.

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОТЛА

5.1. Во время дежурства персонал котельной должен следить за исправностью котла (котлов) и всего оборудования котельной, строго соблюдать установленный режим работы котла согласно разработанной и утвержденной режимной карты.. Выявленные в процессе работы оборудования неисправности должны записываться в сменный журнал. Персонал должен принимать меры к устранению неисправностей. Если неисправности устранить собственными силами невозможно, то необходимо сообщить об этом начальнику котельной или лицу, ответственному за газовое хозяйство котельной.

5.2. Особое внимание необходимо обратить:

· на поддержание нормального уровня воды в котле и равномерное питание его водой. При этом нельзя допускать, чтобы уровень воды опускался ниже установленной величины, при этом подпитка категорически запрещается;

· на поддержание нормального давления пара по манометру (6-8 кг/см 2 );

· на работу газовых горелок, поддержание нормальных параметров газа и воздуха, согласно режимной карты.

5.3. Проверка исправности манометра с помощью трехходовых кранов, проверка исправности предохранительного клапана путем принудительного открытия, продувка нижних точек должна проводиться оператором ежесменно с записью в вахтенный журнал.

5.4. При работе на газовом топливе для увеличения нагрузки следует постоянно прибавлять сначала подачу газа, затем воздуха и отрегулировать тягу.

Для уменьшения – сначала убавить подачу воздуха, затем газа, после чего отрегулировать разрежение.

5.5. Если при работе котла погаснут все горелки или часть из них, следует немедленно преградить подачу газа к горелкам, провентилировать топку и горелки, открыть продувочную свечу. Выяснить и устранить причину нарушения режима горения и приступить к растопке по установленной схеме.

5.6. Во время работы котла запрещается производить подчеканку швов, заварку элементов котла.

5.7. Все устройства и приборы автоматического управления и безопасности котла должны поддерживаться в исправном состоянии и регулярно проверяться, в установленные сроки администрацией.

6. АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЛА

6.1. Если будет обнаружена неисправность одного из предохранительных клапанов.

6.2. Если давление пара возросло на 10% , превышающее разрешенное давление, и не снижается несмотря на принятые меры (усиленное питание котла водой, уменьшение нагрузки).

6.3. При снижении уровня воды, ниже допустимой отметки. Подпитка категорически запрещается, что может привести к взрыву котла.

6.4. При повышении уровня выше установленной отметки.

6.5. При выходе из строя всех водоуказательных приборов.

6.6. При выходе их строя всех питательных насосов.

6.7. При обнаружении основных элементов котла (барабанах, коллекторах, экранных и кипятильных труб), разрывов, трещин, отдулин.

6.8. При понижении разрежения менее 0,5 мм вод. ст.

6.9. При погасании факела одной из горелок.

6.10. При расходе воды через котел ниже установленной величины.

6.11. При повышении температуры воды за котлом выше установленной величины.

6.12. При повышении и понижении давления газа и воздуха перед горелками.

6.13. При прекращении подачи электроэнергии.

6.14. При возникновении пожара, угрожающего обслуживающему персоналу и котлу.

При аварийной остановке котла необходимо:

· прекратить подачу газа, воздуха, открыть продувочную свечу (закрыть краны на горелках и задвижки на газопроводе);

· следить за уровнем воды в котле, закрыть главную паровую задвижку;

· сделать запись в вахтенном журнале о причинах и времени остановки котла, поставить в известность начальника котельной об аварийной остановке котла.

В случае возникновения в котельной пожара персонал должен вызвать пожарную охрану и принять все меры к тушению его, не прекращая наблюдения за котлами.

7. ОСТАНОВКА КОТЛА

7.1. Производится только но письменному распоряжению ответственного за газовое хозяйство котельной.

7.2. Постепенно уменьшая подачу воздуха и газа, закрывают кран на горелку, открывают продувочную свечу и закрывают задвижку на газопроводе.

7.3. Закрыть главную паровую задвижку и открыть дренаж.

7.4. Провентилировать топку и газопроводы.

7.5. Закрыть задвижку на входе воды и выходе из котла.

7.6. Если нет в работе другого котла, остановить циркулирующий насос.

7.7. Сделать запись в сменном журнале остановке котла.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Администрация предприятия не должна давать персоналу указания, которые противоречат инструкциям и могут привести к аварии или несчастному случаю.

8.2. Рабочие несут ответственность за нарушение инструкции, относящейся к выполняемой ими работе в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка и уголовным кодексом Р.Ф.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=943

Котел дквр устройство и работа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here