Изменения в оценке условий труда

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Изменения в оценке условий труда". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Отпуск по внутреннему совместительству как оформить правильно

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Читайте так же:  Споры о дисциплинарной ответственности работника

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Источник: http://www.garant.ru/actual/usloviy-truda/

Специальная оценка условий труда в 2019 году: последние изменения

Аттестационная оценка рабочего места с 01.01 2019 обязательна для каждой организации, имеющей наемных сотрудников. Поэтому руководителям предприятий будет полезно узнать нюансы этой процедуры. Разберем для начала, что такое СОУТ

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда в 2019 году, последние изменения которой интересуют многих, определяет, насколько комфортно человеку работать в своем кабинете, цехе, уличной территории. СОУТ 2019 призвана обеспечить безопасность людей во время трудового процесса. Спецоценка условий труда с 1 января 2019 года нужна всем юрлицам и тем, кто занимается предпринимательством. Раньше такое требование распространялось только на производства, где можно получить вред здоровью. Сейчас знать, что такое СОУТ, интересно каждому нанимателю персонала.

Правовые основы СОУТ 2019

426-ФЗ от 28.12.13 — Федеральный закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2019 г с обновленными требованиями. ТК России также отражает процесс проведения СОУТ в 2019 году. Эти и другие официальные постановления информируют, кому нужна оценка рабочих мест в 2019 году, последние изменения, например, дают освобождение от обязательной аттестации официальным религиозным организациям.

Штраф за отсутствие спецоценки условий труда 2019 — это одна из серьезных санкций, которая грозит работодателю за пренебрежение обязательными постановлениями.

Кто проходит оценку рабочих мест

Закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2019 г, обязывает проводить контроль трудовых зон всех нанимателей персонала. Частным предпринимателям также придется выполнить аттестацию.

Кроме того, обязательно оценивать рабочие места нужно:

  • тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
  • организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
  • предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.

Внеочередная процедура проводится только когда случаются чрезвычайные ситуации: трагический инцидент на производстве или болезнь сотрудника из-за плохой трудоохраны.

Последние новостные ленты сообщают, что оценивать рабочие места, кроме религиозных организаций, не нужно еще и бизнесменам, которые работают без помещения. Как правило, это люди, имеющие удаленных сотрудников: например, надомников. Не нуждаются в том, чтобы их инспектировали, и помощники по хозяйству, нанятые частными лицами.

Специальная оценка условий труда не требуется:

  • если работодатель — предприниматель поменял фамилию;
  • при реорганизации компании без изменений условий работы;
  • когда происходит переименование должности сотрудника, а обязанности остаются прежними.

Нововведения 2019 в спецоценке условий труда

Правила СОУТ в 2019 году изменились. Например, с учетом последних изменений, малым предприятиям придется теперь проверять трудовые условия наравне с крупными заводами и сетевыми холдингами.

Раньше компании, не имеющие вредного производства, имели право провести инспекцию в несколько этапов, принимая места работы частями. Сейчас аттестовывают всю компанию сразу.

Проведение СОУТ 2019

Процедура выполняется за счет денег организации или ИП. Оценка рабочего места с 01.01 2019 проводится для каждого места работы персонала. Отступить от этого правила позволит наличие совпадающих по всем параметрам объектов контроля. Такие зоны должны находиться в одном или очень похожем помещении, иметь аналогичные показатели по освещенности и отапливаемости. В этом случае оценивается пятая часть рабочих мест (от двух).

В последнее время спецоценка условий труда изменилась и проводится по методике, утвержденной законодательством РФ. Чтобы начать СОУТ, руководитель предприятия заключает договор с компетентным подрядчиком.

Кто должен проводить СОУТ

Спецоценка условий труда с 1 января 2019 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.

Подробная информация о том, кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации, содержится в третьей главе №426-ФЗ от 28.12.13.

Порядок оценки рабочих мест

При верном подходе специальная оценка условий труда в 2019 году, последние изменения которой коснулись каждого работодателя, не займет много сил и времени. Аттестационная процедура проводится по единой схеме:

  • организация формирует внутри своего коллектива комиссию с нечетным количеством представителей (не менее трех) во главе с руководителем компании или назначенным им лицом;
  • составляется перечень рабочих мест, нуждающихся в аттестации;
  • назначаются даты, когда придет оценщик для осмотра трудовой зоны;
  • проверяющий получает и изучает документы компании;
  • далее следуют непосредственно замеры влияющих на самочувствие показателей;
  • когда все исследования проведены, комиссия создает отчет о завершении специальной оценки условий труда;
  • декларация об итогах проверки направляется в контролирующее учреждение и размещается на веб-ресурсах организации.

Если фиксируется наличие ухудшающих здоровье обстоятельств, комиссионный совет утверждает соответствующий акт и рабочему месту присваивается класс опасности. Должный уровень инспекции ведет к тому, что проведение СОУТ способствует улучшению условий труда. В случаях, когда полностью обезопасить производство нельзя, сотрудникам выплачивается регулярная компенсация за ущерб, наносимый здоровью во время работы.

В какие сроки проводится СОУТ по закону

Согласно закону, сроки проведения СОУТ для каждого места работы — единожды в пять лет. Сроки проведения СОУТ могут изменяться при необходимости внеплановой проверки. Такие случаи регулируются статьей 17 N 426-ФЗ и предполагают проведение аттестации в течение 6 — 12 месяцев.

Документация по проведению оценки рабочих мест

Стандартная оценка рабочих мест в 2019 году, последние изменения которой уже имеют законные основания, предполагает подготовку официальных бумаг. Проверяющие запрашивают Устав, Свидетельства ИНН и ОГРН, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, сведения о транспорте компании. Во время проведения спецоценки условий труда составляется приказ о ее проведении и график осмотра помещений.

Читайте так же:  Удерживать алименты после ндфл

Правовые последствия отсутствия специальной оценки условий труда

Тем, кто надеялся на отмену СОУТ в 2019 году, пришлось разочароваться. Регулярная оценка рабочего места с 01.01 2019 теперь нужна всем. Работодателям, чьи сотрудники подвергаются опасности или вдыхают вредные испарения, придется платить в ПФР либо ПФ РФ более высокие отчисления.

Также руководитель учреждения обязан найти способы улучшить условия труда персонала и устранить недостатки. За несоблюдение законных требований для работодателя (предпринимателя) может наступить как административная, так и уголовная ответственность: от приостановки деятельности до лишения свободы до 5 лет.

Штрафы за отсутствие СОУТ

Последним месяцем, когда разрешалось сделать спецоценку без юридических последствий, был декабрь 2018 года. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда 2019 стартует от пяти тысяч российских рублей. Иногда размер взыскания достигает 350 тысяч рублей (суммарный размер, а не единоразовый штраф за отсутствие СОУТ).

В случаях, когда договор на СОУТ заключен в 2018 году, а отчет будет выдан уже в следующем — штрафовать за несвоевременную проверку допускается. Однако есть вероятность, что надзорные органы ограничатся предупреждением. В дальнейшем планируется, что штраф за отсутствие СОУТ будет начисляться автоматически.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/specialnaa-ocenka-uslovii-truda-v-2019-godu-poslednie-izmenenia

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

В статье рассмотрим, какие последствия ожидают работодателей, которые не организовали СОУТ, согласно 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями 2019 года.

С 2019 года компаниям, которые не провели спецоценку условий труда, грозят штрафные санкции до 80 000 рублей. Минимальный штраф составляет 5000 рублей. Подробное описание СОУТ и правила, по которым ее осуществляют, описаны в статье «Оценка условий труда на рабочем месте 2018». Регламент спецоценки в законе 426-ФЗ описан с указанием прав, обязанностей фирм и компаний, осуществляющих оценочные действия.

Суть закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:

  • неблагоприятные действия на работников;
  • принимают во внимание нормативы условий труда;
  • применения средств защиты трудящихся.

В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.

Спецоценку не организуют для:

  • трудящихся удаленно;
  • трудящихся в религиозных образованиях;
  • у физлиц, не зарегистрированных как ИП.

СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих регламентируется подзаконными актами России о государственной и муниципальной службе.

Какие нововведения произошли в 2019 году

В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.

Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:

  1. С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
  2. В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
  3. С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.

Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.

Спецоценку осуществляют фирмы, имеющие право вести оценочные действия, совершать анализы и пробы.

В ходе специальной оценки проверяют:

  • освещение рабочих мест;
  • присутствие загрязняющих элементов в окружающей среде;
  • показатели шума, микроклимата.

Спецоценку по плану проводят однократно в 5 лет, а вне плана — по мере надобности.

Требования для исполнителя СОУТ:

  • аккредитация Роструда;
  • оперативность оценки;
  • цены не должны превышать средние по рынку;
  • наличие оборудования для замеров, анализов.

От фирмы-подрядчика СОУТ выезжает группа лиц на объект-фирму. При проверке работу фирмы не останавливают. В 2019 году спецоценку заказывают фирмы:

  • проводившие оценку пять лет назад;
  • которые не заказывали спецоценку;
  • которым требуется спецоценка вне планов.

Причины спецоценки вне плана:

  • дополнительные рабочие зоны;
  • переезд фирмы;
  • указания проверяющих органов;
  • замена старой оснастки;
  • усовершенствование производства;
  • переход на новейшее сырье, материалы;
  • внедрение средств защиты сотрудников;
  • несчастные случаи;
  • заболевания работников, приобретенные на производстве.

Если фирма обновила процесс производства, создала рабочие площади, то она обязана в ходе одного года сделать спецоценку. Срок считают со дня пуска каждого нововведения.

Утверждение реформы пенсий и увеличение пенсионеров на рабочих местах приведет к росту качества условий труда на местах с тяжелыми условиями труда. В ходе спецоценки учитывают льготы и специфику профессий.

Штрафные санкции

По данным Роструда, оштрафуют не всех опоздавших со спецоценкой. Данные об оценке фиксируют с 2014 года, но в системе отразились не полностью данные за первый год. Информация для применения санкций фирмам, не выполнившим спецоценку, отражена в базах с 2015 г. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ и 426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 штрафы не увеличены:

  • от 5000 до 10 000 руб. для ИП;
  • 60 000 до 80 000 руб. для ООО.

Автоматизированная рассылка штрафных уведомлений для фирм начнется с 2020 года.

Основание для санкций — рабочие места, образованные свыше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета (ФГИС) отсутствует информация о СОУТ. До 2020 года штрафные санкции угрожают фирмам, которые трудовая инспекция проверит в 2019 году по плану или вне планов.

С 2019 года Минтруд начнет проводить проверки автоматизированным способом, путем сравнения компаний через базы ФГИС, налоговой и ПФР. Фирмам, не сделавшим оценку, вышлют предупреждение и предоставят полгода для проведения СОУТ. При обнаружении нарушений юрлицу направляют предупреждение.

Если меры по ликвидации недостатков не приняты, проверяющие применяют карательные санкции, организуют контрольные мероприятия вне плана в предусмотренном порядке.

По завершении специальной оценки совершают такие действия:

  1. Создают допсоглашения к контрактам с работниками. В них отражают итоги спецоценки. Несоблюдение порядка заключения контрактов карается штрафом от 50 000 до 100 000 руб.
  2. Фиксируют внедрение или отмену гарантий и компенсаций с даты получения результатов спецоценки (санкции от 5% до 25% средств, израсходованных не по целевому назначению).
  3. Создают список сотрудников для прохождения медосмотров: периодических и первичных. Санкции за допуск сотрудника к труду без медосмотров – от 110 000 до 130 000 рублей.
  4. Предоставляют рабочим средства индивидуальной защиты (санкции за не предоставление СИЗ — от 130 000 до 150 000 рублей).
Читайте так же:  Закон о банкротстве физических лиц суть

Суммарная величина штрафа по результатам оценки с недостатками может превосходить 350 000 руб. и влечет приостановление работы фирмы.

В 2019 году Минтруда планирует откорректировать закон для упрощения работы экспертов и фирм, выполняющих СОУТ.


Источник: http://nalogobzor.info/publ/426-fz-o-specialnoi-ocenke-uslovii-truda-s-izmeneniami-2019

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1312304/

Госдума России приняла в первом чтении изменения в закон о специальной оценке условий труда

16 октября 2019

Как отметил в ходе пленарного заседания в Госдуме России заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев, первый пятилетний период реализации федерального закона «О специальной оценке условий труда» показал необходимость совершенствования процедур взаимодействия работодателей и оценщиков с Федеральной государственной информационной системой учета результатов специальной оценки условий труда, в том числе при оформлении ее результатов.

«Действующими нормами закона установлено, что не реже одного раза в пять лет работодателем проводится спецоценка. Этот срок исчисляется со дня утверждения работодателем отчета о проведении спецоценки», – напомнил замминистра.

Законом также установлено, что результаты проведения спецоценки должны передаваться организацией-оценщиком в государственную информационную систему в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета.

«Анализ практики показал, что оценщиками результаты в информационную систему передаются не всегда, иногда эти данные некорректные или неполные, – подчеркнул Григорий Лекарев. – А я хочу напомнить, что от этих данных зависят гарантии и компенсации работникам – повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя».

По словам замглавы Минтруда России, законопроектом предлагается «связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему».

«В целях обеспечения должного уровня контроля за соответствием организаций, допущенных к проведению спецоценки, законопроектом устанавливается их обязанность уведомлять Минтруд о сокращении области аккредитации либо об изменении состава экспертов, которые работают в компаниях, проводящих специальную оценку условий труда», – добавил он.

Раннее законопроект был одобрен сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Источник: http://rosmintrud.ru/labour/safety/314

Изменения в сфере специальной оценки условий труда

Факультет Медицинского Права продолжает череду публикаций, посвященных специальной оценке условий труда (далее – СОУТ).

«01» мая 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426) Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ (далее – ФЗ № 136).

Специальная оценка условий труда

Немного напомним, что специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных Министерством труда и социальной защиты РФ нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (пункт 1 статьи 3 ФЗ № 426).

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

По общему правилу, СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Однако медицинским работникам — индивидуальным предпринимателям стоит знать, что это правило на них не распространяется.

Новые права и обязанности работника и работодателя

С «01» мая 2016 года законодатель расширил одну из основных обязанностей работодателя, а также и право работника, связанные с проведением СОУТ.

Так, теперь работодатель, в числе прочих обязанностей, обязан не только предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 ФЗ № 426, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ, но и предоставить предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений ) (пункт 2 части 2 статьи 4 ФЗ № 426).

Вместе с тем, законодатель определил, что теперь у работника официально появилось право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ (далее также — эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов , а не только за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 ФЗ № 426).

Еще об одной обязанности работодателя

Также установлена обязанность работодателя подавать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ по месту своего нахождения декларацию не только соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, но а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426-ФЗ) . Данная норма регулирует отношения, возникшие с 2014 года. В случае, если на 1 мая 2016 года в организации уже существуют рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель обязан подать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ уточненную декларацию (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 136-ФЗ).

Читайте так же:  Пример характеристики с работы в полицию

Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится

Возвращаюсь к предыдущему разделу про декларирование и про указанное исключение в виде рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426, отметим, что в силу положений указанной статьи идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится в отношении:

  1. рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  2. рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Важно отметить, что на практике большая часть рабочих мест медицинских работников отнесена к пунктам 1 и 2 части 6 статьи 10 ФЗ № 426-ФЗ. Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми .

Эксперт организации, проводящий специальную оценку условий труда

Благодаря новым изменениям, внесенным в ФЗ № 426 появилось новое положение, регламентирующее деятельность эксперта организации, проводящего СОУТ (часть 8 статьи 10 ФЗ № 426).

Согласно им, эксперт организации, проводящий СОУТ, в целях определения перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, может осуществлять:

  • изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
  • обследование рабочего места;
  • ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
  • иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.

Отчет о проведении СОУТ

С «01» мая 2016 года на работодателя возложена дополнительная обязанность об уведомлении организации, проводившей СОУТ, об утверждении отчета о проведении СОУТ.

Законодатель также определил, что работодатель обязан это сделать в течение 3-х рабочих дней. Способ уведомления может быть любым, но при этом должен обеспечивать возможность подтверждения факта такого уведомления.

При наличии в отчете о проведении СОУТ сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Изменения по внеплановой специальной проверке условий труда

Обращаем внимание на то, что ФЗ № 136 изменены и некоторые положения, касающиеся внеплановой СОУТ, а именно с «01» мая 2016 года изменены сроки внеплановой СОУТ.

Так, внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах:

Немного напомним, что до «01» мая 2016 года внеплановая СОУТ всегда проводилась в течение 6 месяцев со дня наступления случаев, поименованных в части 1 статьи 17 ФЗ № 426.

Когда внеплановая СОУТ может не проводиться?

С «01» мая 2016 года введено новое положение о том, когда внеплановая СОУТ может не проводиться.

Так, внеплановая СОУТ может не проводиться в случае (согласно части 3 статьи 17 ФЗ № 426):

  • изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя;
  • реорганизации работодателя — юридического лица;
  • изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ таких как:
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

При этом, важно знать, что решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией.

О правах работников при проведении внеплановой СОУТ

С «01» мая 2016 года в случае проведения внеплановой СОУТ при получении работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований государственных нормативных требований охраны труда, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения СОУТ, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего ФЗ № 426 (часть 4 статьи 17 ФЗ № 426).

О передаче сведений в Федеральную государственную информационную систему

Согласно части 1 статьи 18 ФЗ № 426 результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее — информационная система учета).

С «01» мая 2016 года появилось указание о том, что передаче в Федеральную государственную информационную систему не подлежат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Кроме того, следует знать, что обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводящую СОУТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kormed.ru/novosti/izmeneniya-v-sfere-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda/

Изменения в оценке условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here