Дисциплинарная ответственность за нарушение избирательного законодательства

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Дисциплинарная ответственность за нарушение избирательного законодательства". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Источник: http://base.garant.ru/180611/3602bc72660234b37912039719ae1824/

Статья 70. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Статья 70. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

1. Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Под фальсификацией итогов голосования в настоящем Законе понимается:

включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

заведомо неправильное составление списков избирателей, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, либо вымышленных лиц;

замена действительных бюллетеней;

незаконное уничтожение официальных бюллетеней;

заведомо неправильный подсчет голосов избирателей;

подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования;

внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, установленного пунктом 7 статьи 68 настоящего Закона).

2. Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

либо нарушающие установленный настоящим Законом порядок предоставления сведений об избирателях или списков избирателей,

либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в период избирательной кампании,

либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, несвоевременно перечисляющие денежные средства комиссиям, кандидатам,

либо должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Закона, иного закона, а также не принявшие мер по пресечению этих нарушений,

либо должностные лица, проводящие предвыборную агитацию с нарушением правил, установленных настоящим Законом,

либо лица, оказывающие финансовую (материальную) поддержку кандидатам помимо их избирательных фондов,

либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей,

либо изготавливающие незаконные тиражи бюллетеней,

либо неправомерно вмешивающиеся в работу государственной автоматизированной информационной системы,

либо осуществляющие подкуп избирателей, то есть действия, запрещенные пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона,

либо отказавшие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,

либо должностные лица, организующие проведение сбора подписей и (или) предвыборной агитации, иной деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, подчиненными по службе государственными или муниципальными служащими в служебное время либо в ходе служебных командировок,

либо должностные лица, не создавшие условий для проведения массовых мероприятий, если такая обязанность возложена на них законом,

либо лица, препятствующие работе комиссий или деятельности членов комиссий, связанной с исполнением ими своих обязанностей, или противозаконно вмешивающиеся в указанную работу или деятельность, в том числе принуждающие отказаться от назначения членом комиссии,

Читайте так же:  Автокредит какой процент

либо принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

либо лица, нарушившие право граждан на ознакомление со списком избирателей, а также не рассмотревшие в установленный срок заявления о неправильности в списке избирателей,

либо скрывшие остатки тиража изготовленных бюллетеней,

либо препятствующие лицам, указанным в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, в осуществлении наблюдения и контроля,

либо отказывающие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в получении в порядке, установленном настоящим Законом, копий документов комиссии, непосредственно связанных с выборами,

либо нарушающие тайну голосования,

либо выдавшие гражданам бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования,

либо давшие (выдавшие) гражданам заполненные бюллетени,

либо препятствующие голосованию на избирательных участках,

либо нарушающие порядок голосования вне помещения для голосования,

либо принуждающие членов комиссии к осуществлению фальсификации итогов голосования,

либо препятствующие членам комиссии с правом совещательного голоса находиться среди членов комиссии с правом решающего голоса возле мест, где производятся сортировка бюллетеней и подсчет голосов избирателей;

либо препятствующие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в реализации их права удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам,

либо нарушающие установленный настоящим Законом порядок подсчета голосов избирателей, включая порядок сортировки бюллетеней, или порядок установления итогов голосования,

либо осуществившие фальсификацию избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы,

либо не выдающие копию протокола об итогах голосования лицам, указанным в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона,

либо отказывающиеся от проведения итогового заседания комиссии по итогам голосования на выборах,

либо не представившие (представившие неполно) или не опубликовавшие сведений об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

либо не представляющие или не публикующие отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение выборов и отчетов о расходовании бюджетных средств на выборы,

либо неполно, недостоверно представляющие финансовые отчеты кандидатов,

либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также проводящие агитацию лица, которым это запрещено законом,

либо нарушающие правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами,

либо нарушающие правила изготовления и размещения агитационных материалов,

а также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, принимающие участие в предвыборной агитации, не опубликовавшие сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади,

либо нарушающие условия проведения предвыборной агитации:

по размерам и условиям оплаты,

по объему и времени предоставляемого эфирного времени и объему, месту расположения печатной площади,

либо отдающие в информационных блоках, содержащих сообщения о проведении предвыборных мероприятий, предпочтение определенному кандидату,

либо принимающие незаконную оплату за информационный блок передач или публикаций, —

несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

>
Заключительные и переходные положения (ст.ст. 71)
Содержание
Закон Нижегородской области от 2 декабря 2002 г. N 72-З «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/8595051/2c2bb927757944432208533b3ff87c36/

Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе

Важнейшей гарантией соблюдения избирательных прав граждан являются предусмотренные российским законодательством меры юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах и референдумах.

В самих избирательных законах — о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Г осударственной Думы и других — не содержится указания на то, за какой вид правонарушения какой вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены как меры административной и уголовной, так и конституционно-правовой ответственности. Отличительной особенностью конституционно-правовой ответственности (т.е. ответственности по избирательному праву в электорально-правовой сфере) является ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений). По уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной — привлечение к уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В декабре 1999 г., когда был принят соответствующий закон, была введена административная ответственность юридических лиц.

Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства

Публичная конституционно-правовая ответственность предусмотрена в виде расформирования избирательных комиссий. Данный вид юридической ответственности регламентируется ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве наказания здесь выступает принудительный досрочный, в судебном порядке, роспуск комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса, а также сотрудников аппарата комиссии, работающих на постоянной основе. Основанием для наступления данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссией субъекта Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории, либо результатов выборов.

С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться:

  • группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ (либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа);
  • группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательная комиссия субъекта Федерации.
Читайте так же:  Пособия трудовые споры

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными законом. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии РФ законами не предусмотрена.

Конституционно-правовая ответственность установлена также для кандидатов и иных участников избирательного процесса. Ответственность кандидата согласно нормам избирательного права проявляется в отказе в регистрации либо отмене решения о его регистрации кандидатом в связи с допущенными нарушениями закона. В качестве субъекта привлечения кандидата к ответственности выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата либо суд общей юрисдикции.

Основаниями конституционно-правовой ответственности кандидатов по избирательному праву являются предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ нарушения избирательного законодательства, касающиеся правил выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей в целях избрания определенных кандидатов.

Если перечисленные нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения, руководителями этих объединений, избирательная комиссия вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступает в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

Административная ответственность предусмотрена и регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. Составы административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан в действующем кодексе значительно расширен, их стало более тридцати. По этим основаниям могут быть возбуждены дела (административные производства) об административном правонарушении в отношении конкретных физических и юридических лиц.

Теперь за нарушения законодательства о выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.1, 5.3 — 5.25 К о АП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения избирательной комиссии, за нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, за проведение агитации в период ее запрещения, за распространение ложных сведений о кандидате, за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей, за нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, за нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом, за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки, за незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением, за непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и за ряд других неправомерных действий.

Протоколы об административном правонарушении в зависимости от подведомственности проступков могут составлять уполномоченные на то должностные лица избирательной комиссии, правоохранительных и контролирующих органов.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ.

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой — закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Ст. 142 УК РФ предусматривает различные сроки лишения свободы или размеры штрафа, в частности, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, подделку или заверение заведомо подделанных подписей, незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных бюллетеней.

По ст. 142.1 кодекса карается фальсификация итогов голосования, заключающаяся во включении неучтенных бюллетеней в число использованных при голосовании, представлении заведомо неверных сведений об избирателях (участниках референдума), заведомо неправильном составлении списков избирателей (включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц), в подделке подписей избирателей в списках, в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, в порче или уничтожении бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, в подписании протокола до подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, в незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его подписания, в заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов.

Источник: http://be5.biz/pravo/i026/15.html

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ статья 79 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 79 настоящего Федерального закона

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

>
Заключительные и переходные положения (ст.ст. 80 — 85)
Содержание
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме.
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/184566/152c9e5d938eda344f0ddcab4fe40a55/

Юридическая ответственность в избирательном процессе

Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 79) указаны «уголовная, административная либо иная ответственность».

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о выборах:

1) избирательно-правовая ответственность;

2) административная ответственность;

3) уголовная ответственность;

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций избирательно-правовая ответственность подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Читайте так же:  Рефинансирование кредитов русфинанс

Административную ответственность за нарушение законодательства о выборах можно подразделить на административную ответственность граждан, административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц) и административную ответственность юридических лиц.

Теперь более подробно рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

К первому виду публично-правовой ответственности относится избирательно-правовая ответственность

По поводу ответственности за нарушения избирательного законодательства, весьма интересна точка зрения М.С. Матейковича1, который выделяет меры избирательно-правовой ответственности.

В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» к ним относятся:

1) досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически не выполняющим обязанности (п. «д» ч.8 ст.29);

2) расформирование избирательной комиссии; (ст.31)

2) отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); (ч.23 ст.38)

3) отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата из списка кандидатов; (ч.8 ст.38) отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов; (ч.1 ст.77)

4) признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9719 — | 7564 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_264597_yuridicheskaya-otvetstvennost-v-izbiratelnom-protsesse.html

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.

Санкциями в отношении указанных субъектов являются:

− аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);

− отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

3) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

4) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (ст. 141.1 УК РФ);

3) фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ);

4) фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

[1] Гессен, В.М. Основы конституционного права. – Петроград: Право, 1918. // http:// constitution.parent.ru.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8600 — | 7444 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_134603_poryadok-razresheniya-izbiratelnih-sporov.html

Ответственность за нарушения избирательного законодательства

Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах устанавливается федеральными законами. Согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 141) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, — наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

® соединенные с подкупом, обманом, принуждением, примене­нием насилия либо с угрозой его применения;

® совершенные лицом с использованием своего служебного поло­жения;

® совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

Читайте так же:  Ответственность кассира за недостачу

наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

В ст. 141.1 УК РФ указывается, что оказание финансовой поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании — наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и перечисленных на специальный избирательный счет — наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного, за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, установленной законодательством о выборах на момент совершения деяния, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Согласно ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, — наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Подделка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за неисполнение решения избирательной комиссии; непредоставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии (ст. 5.3); изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12); незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком (ст. 5.18); использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании (ст. 5.19); незаконное финансирование избирательной кампании, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанной с проведением выборов (ст. 5.20); нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_122921_otvetstvennost-za-narusheniya-izbiratelnogo-zakonodatelstva.html

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние – такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и референдумах, других федеральных законов, ответственность за которое установлена КоАП РФ.

Квалификация административных правонарушений осуществляется с учетом положений следующих основополагающих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ;
2) федеральных законов, регламентирующих проведение выборов и референдумов;
3) законов Ульяновской области, регламентирующих проведение выборов и референдумов.

Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица и физические лица (в том числе замещающие определенные должности) в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, комиссиях референдума, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

Читайте так же:  Как правильно дебиторская задолженность

В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:

• организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
• редакции периодических печатных изданий, сетевых изданий;
• избирательные объединения;
• общественные объединения;
• благотворительные организации;
• религиозные объединения;
• кредитные организации (учреждения);
• полиграфические организации и др.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право на участие в референдуме, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58).

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума:

— неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ);
— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ);
— нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного и референдумного процессов:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ);
— отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.;

3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе:

4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума:

— непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ);
— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ);
— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ);
— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ);
— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума:

— подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
— незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ);
— сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ);
— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ);
— нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки) (статья 5.58 КоАП РФ).

6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума:

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ);
— подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ);
— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ);
— нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами и референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

В отличие от административной ответственности, уголовную ответственность несут только физические лица.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации , который насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права и право на участие в референдуме граждан.

Данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации:

• статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
• статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
• статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
• статья 142.1. Фальсификация итогов голосования;
• статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2533/2540

Дисциплинарная ответственность за нарушение избирательного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here